Сибирские огни № 07 - 1969

Ученого поразило то обстоятельство, что у народов, затерянных на крайнем Востоке, было очень тонкое чувство прекрасного, выразившееся в орнаменте на одежде, обу­ ви, изделиях из бересты, дерева, кости. Л. И. Шренк обратил внимание на часто встречающиеся «изображения человеческо­ го лица», данные в стилизованной манере. Это были, скорее всего, маски, и от них веяло какой-то грозной и таинственной си­ лой. Выполнялись они как бы одной непре­ рывно раскручивающейся спиралью, которая встречалась и самостоятельно на халатах из рыбьей кожи, обуви, бересте. Тогда же ученый подметил, «что вкус к орнаментике и резанию ее в амурском крае... возраста­ ет по мере удаления от китайцев...» Позднее, в 1898—1899 гг., на Амуре в составе Тихоокеанской этнологической экс­ педиции Д. Джезупа работал крупный американский ученый Б. Лауфер. Его так­ же удивило богатое по содержанию и ори­ гинальное по исполнению искусство амур­ ских народов. Но, в отличие от Л. И. Шренка, истоки этого искусства он видел в Китае. Итак, два крупных ученых пользова­ лись, по существу, одними и теми же ис­ точниками, но пришли к совершенно про­ тивоположным выводам. Кто же прав? Ответ на этот вопрос дает книга А. П. Окладникова «Лики древнего Амура»1. Она посвящена происхождению и идейному со­ держанию искусства древних племен Аму­ ра и генетической связи его с искусством малых народов Амура, в первую очередь — нанайцев и ульчей. Еще совсем недавно, 30—40 лет назад, археология Приамурья оставалась белым пятном. Многим казалось, что здесь изт древле жили отсталые племена, не имев­ шие своей истории, не создавшие ничего яркого и самобытного как в материальной, так и духовной культуре. В 1935 г. по ини­ циативе крупного советского ученого и пи­ сателя В. Г. Тан-Богораза на Амур была отправлена первая академическая археоло­ гическая экспедиция под руководством А. П. Окладникова, тогда еще аспиранта Академии материальной культуры. Эта экс­ педиция открыла новый, до тех пор нико­ му неизвестный мир древней культуры пле­ мен Приамурья, поразивший своим богат­ ством и своеобразием многих советских и зарубежных специалистов, занимавшихся изучением «классического» Запада. С тех пор прошло много лет. Ежегод­ ные археологические экспедиции на Амур позволили А. П. Окладникову накопить большой фактический материал по культу­ ре и искусству древних племен Приамурья. Центральное место в его новой книге от­ водится «писаным» камням у Сакачи-Аля- на. Маленький поселок, затерявшийся в необъятной уссурийской тайге, известен ученым многих стран. Здесь побывал упо­ минавшийся уже американский востоковед ' А. П. О к л а д н и к о в . «Лики древнего А м у р а» , Н о во си би р ск, З ап .-С и б . кн. и зд ., 1968. Бертольд Лауерер, японский профессор Рюдзо Тории, выдающийся ученый Л. Я. Штернберг, писатель и ученый В. К. Ар­ сеньев. Чем же знамениты писаницы Сакачи- Аляна? На берегу могучего Амура-батюш- ки громоздятся глыбы черного базальта. Много миллионов лет назад они были низ­ вергнуты из-под земли и с тех пор лежат на берегу. Во время шторма, когда серый от пены и брызг Амур страшен и всесилен в своем буйстве, они грудью своей отража­ ют натиск волн, и ничто, кажется, не в состоянии сдвинуть с места эти черные глыбы — символ вечности и покоя. «...Века, а скорее всего — тысячеле­ тия,— пишет А. П. Окладников,— сгладили острые грани этой базальтовой глыбы, как и сотен других, отшлифовали ее поверх­ ность, но не смогли стереть глубокие поло­ сы, выбитые рукой неведомого художника древних племен... С илистого дна реки, из мутной воды как будто всплывало само подводное страшилище, властитель Амура «Черный Дракон». Его узкие, по-монголь- скк раскосые глаза смотрели на пришель­ цев с немой угрозой... Образ чудища, вы­ битый на сакачи-аляяском камне, рожден как будто самой матерью землей, создан ее стихийной творческой силой, той самой, что гонит из своих глубин весенние буй­ ные сок« и дает начало всему живому на свете». Рядом с устрашающими личинами на скалах выбиты фигуры лосей, оленей и других животных и птиц. Особенно выра­ зительны олени: с удивительной легкостью подчеркнуты первобытным мастером гор­ дый развал их рогов, стремительность бега и спокойствие отдыха. Среди изображений зверей поражает экспрессией и тонкостью исполнения образ космического лося. На большом камне, ко­ торый наполовину затоплен водами Аму­ ра, а во время высокой воды совсем скры­ вается под водой, выбит лось. Продолго­ ватое туловище, еле намеченные ноги, длинная шея и маленькая голова с рос­ кошными рогами — все готово к . стреми­ тельному бегу. Внутри туловища выбито несколько концентрических кругов, знаков, связанных с культом солнца. Это не прос­ то лось, а лось небесный. Тот лось, кото­ рый живет в легендах и преданиях многих народов, живущих охотой на него. С ним связывали древние охотники свое благо­ получие, обилие зверей и хорошую охоту. Когда сделаны эти рисунки? Легенды рассказывают, что это было очень давно, в незапамятные времена: в то время, когда на небе было три солнца и на земле жили три мифических существа. Раскопки археологов позволили точно ответить на этот вопрос. Тут же, рядом с писаницами, они находили каменные до­ лота, которыми вышлифовывались и выби­ вались рисунки. В немногочисленных посе­ лениях на Нижнем Амуре часто встреча­ ются сосуды, украшенные спиралью — той

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2