Сибирские огни № 07 - 1969
Ученого поразило то обстоятельство, что у народов, затерянных на крайнем Востоке, было очень тонкое чувство прекрасного, выразившееся в орнаменте на одежде, обу ви, изделиях из бересты, дерева, кости. Л. И. Шренк обратил внимание на часто встречающиеся «изображения человеческо го лица», данные в стилизованной манере. Это были, скорее всего, маски, и от них веяло какой-то грозной и таинственной си лой. Выполнялись они как бы одной непре рывно раскручивающейся спиралью, которая встречалась и самостоятельно на халатах из рыбьей кожи, обуви, бересте. Тогда же ученый подметил, «что вкус к орнаментике и резанию ее в амурском крае... возраста ет по мере удаления от китайцев...» Позднее, в 1898—1899 гг., на Амуре в составе Тихоокеанской этнологической экс педиции Д. Джезупа работал крупный американский ученый Б. Лауфер. Его так же удивило богатое по содержанию и ори гинальное по исполнению искусство амур ских народов. Но, в отличие от Л. И. Шренка, истоки этого искусства он видел в Китае. Итак, два крупных ученых пользова лись, по существу, одними и теми же ис точниками, но пришли к совершенно про тивоположным выводам. Кто же прав? Ответ на этот вопрос дает книга А. П. Окладникова «Лики древнего Амура»1. Она посвящена происхождению и идейному со держанию искусства древних племен Аму ра и генетической связи его с искусством малых народов Амура, в первую очередь — нанайцев и ульчей. Еще совсем недавно, 30—40 лет назад, археология Приамурья оставалась белым пятном. Многим казалось, что здесь изт древле жили отсталые племена, не имев шие своей истории, не создавшие ничего яркого и самобытного как в материальной, так и духовной культуре. В 1935 г. по ини циативе крупного советского ученого и пи сателя В. Г. Тан-Богораза на Амур была отправлена первая академическая археоло гическая экспедиция под руководством А. П. Окладникова, тогда еще аспиранта Академии материальной культуры. Эта экс педиция открыла новый, до тех пор нико му неизвестный мир древней культуры пле мен Приамурья, поразивший своим богат ством и своеобразием многих советских и зарубежных специалистов, занимавшихся изучением «классического» Запада. С тех пор прошло много лет. Ежегод ные археологические экспедиции на Амур позволили А. П. Окладникову накопить большой фактический материал по культу ре и искусству древних племен Приамурья. Центральное место в его новой книге от водится «писаным» камням у Сакачи-Аля- на. Маленький поселок, затерявшийся в необъятной уссурийской тайге, известен ученым многих стран. Здесь побывал упо минавшийся уже американский востоковед ' А. П. О к л а д н и к о в . «Лики древнего А м у р а» , Н о во си би р ск, З ап .-С и б . кн. и зд ., 1968. Бертольд Лауерер, японский профессор Рюдзо Тории, выдающийся ученый Л. Я. Штернберг, писатель и ученый В. К. Ар сеньев. Чем же знамениты писаницы Сакачи- Аляна? На берегу могучего Амура-батюш- ки громоздятся глыбы черного базальта. Много миллионов лет назад они были низ вергнуты из-под земли и с тех пор лежат на берегу. Во время шторма, когда серый от пены и брызг Амур страшен и всесилен в своем буйстве, они грудью своей отража ют натиск волн, и ничто, кажется, не в состоянии сдвинуть с места эти черные глыбы — символ вечности и покоя. «...Века, а скорее всего — тысячеле тия,— пишет А. П. Окладников,— сгладили острые грани этой базальтовой глыбы, как и сотен других, отшлифовали ее поверх ность, но не смогли стереть глубокие поло сы, выбитые рукой неведомого художника древних племен... С илистого дна реки, из мутной воды как будто всплывало само подводное страшилище, властитель Амура «Черный Дракон». Его узкие, по-монголь- скк раскосые глаза смотрели на пришель цев с немой угрозой... Образ чудища, вы битый на сакачи-аляяском камне, рожден как будто самой матерью землей, создан ее стихийной творческой силой, той самой, что гонит из своих глубин весенние буй ные сок« и дает начало всему живому на свете». Рядом с устрашающими личинами на скалах выбиты фигуры лосей, оленей и других животных и птиц. Особенно выра зительны олени: с удивительной легкостью подчеркнуты первобытным мастером гор дый развал их рогов, стремительность бега и спокойствие отдыха. Среди изображений зверей поражает экспрессией и тонкостью исполнения образ космического лося. На большом камне, ко торый наполовину затоплен водами Аму ра, а во время высокой воды совсем скры вается под водой, выбит лось. Продолго ватое туловище, еле намеченные ноги, длинная шея и маленькая голова с рос кошными рогами — все готово к . стреми тельному бегу. Внутри туловища выбито несколько концентрических кругов, знаков, связанных с культом солнца. Это не прос то лось, а лось небесный. Тот лось, кото рый живет в легендах и преданиях многих народов, живущих охотой на него. С ним связывали древние охотники свое благо получие, обилие зверей и хорошую охоту. Когда сделаны эти рисунки? Легенды рассказывают, что это было очень давно, в незапамятные времена: в то время, когда на небе было три солнца и на земле жили три мифических существа. Раскопки археологов позволили точно ответить на этот вопрос. Тут же, рядом с писаницами, они находили каменные до лота, которыми вышлифовывались и выби вались рисунки. В немногочисленных посе лениях на Нижнем Амуре часто встреча ются сосуды, украшенные спиралью — той
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2