Сибирские огни № 07 - 1969

О. Х а л и л е ц к а я СВЕТЛАЯ ЖИЗНЬ Я открыла ! последнюю, предсмерт­ ную книгу С. Смолякова «Перевал»1на первой попавшейся странице, прочла за­ ключительные строки какого-то стихотво­ рения: ...А я бы ставил штампы на конвертах, Какой бы им ни значился маршрут: Поспешных писем, сердцем не согретых. Почтовые вагоны не берут! Погодите, погодите! Я снова перечитала эти строки, и вдруг обнаружилось, что ведь я з н а ю эти стихи, да-да, великолепно знаю! Еще со школьных лет... И тут па­ мять, теперь уже без понуждения, стала подсказывать другие строки и строфы... Когда более двадцати лет назад, сразу после войны, вышла первая книжка стихов Степана Смолякова «В родном краю», ни меня, ни многих моих нынешних однокурс­ ников по университету и на свете еще не было. Не хочу сказать, что мы учились читать по ней: нет, как все дети, читать мы учились по букварю. Но вот ч и т а т ь свой край, узнавать его, определять свою любовь к нему как ч у в с т в о о с о з н а н ­ н о е (а не просто из-за того, что тебе здесь привелось родиться) мы начинали по этой книге. И по стихам Петра Комарова. И по книжкам Дмитрия Нагишкина. И по ' картинам Николая Мазуреико. Уже первая книга Степана Смолякова давала основание думать, что перед чита­ телями талант далеко не рядовой, что это художник тонкий и наблюдательный, нерв­ ный и легко возбудимый, а главное, что это поэт, который будет нести в поэзию с в о е звучание, с в о ю манеру письма. Оставим для кабинетных препараторов возможность спорить о том, какое явле­ ние на творчество Смолякова оказал певец дальневосточных просторов Петр Кома­ ров. Лично мне этот спор кажется схола­ стичным, потому что и Комаров-то сфор­ мировался как поэт не на голом месте; и он принимал эстафету чьего-то видения Дальнего Востока. Еще Гете утверждал, что лишь поэзия поэзию родит! Да, Комаров тяготел к пейзажной лири­ ке. И Смоляков отдал ей естественную дань поэтической- молодости. Но ведь важ­ но не это. Перелистайте «Антологию поэ­ зии Дальнего Востока» (Хабаровск, 1967), и вы легко убедитесь, что пейзажная лири­ ка занимает видное место в творчестве почти каждого поэта-дальневосточника 30—40—50-х годов. И напрасно некоторые мои сверстники снобистски-презрительно 1 С т е п а н С м о л я к о в . Перевал, Хаба­ ровск, кн. изд., 1968. цедят: «Эпоха пейзажа...» По их логике, и Фет и Тютчев — тоже полупоэты... Нет, важно не это, Важно, ч т о нес в этих пейзажах поэт и насколько с а м о ­ б ыт е н , своеобычен он был при том; важно его «лица иеобщее выраженье», по­ тому что, в конечном счете, только э т о отличает искусство от ремесла . и труд творца от труда копииста. С. Смоляков во всем, от первой своей строки до последней, был поэтом само­ бытным. Это и в его книжке стихов «Ве­ тер с полей» (Амурское издательство, 1958), и в сборнике «Росы на травах» (Ха­ баровск, 1965), и в поэме «Встреча в За­ речье», написанной в 1955—1956 гг., и.— в особенности — в книжке, о которой идет сейчас речь. В проникновенных и живописных пей­ зажах поэта активное гражданское начало- год от года Звучало все отчетливее и на­ стойчивее. Краса земли Не только в птичьем пенье, В прохладе рощи И в журчанье вод. Она — И в трудовом долготерпенье Тех, кто на ней Хозяином живет. Она тогда, природа, величава, Когда с нее не просто дань берут, Когда с ней рядом, Всех начал начало — Неутомимый человечий труд. Герои стихов Смолякова далеки от по­ зы, от самолюбования,— можно сказать, поэт создавал их «по образу и подобию- своему». Они убирают хлеба в раскаленном поле и тянут линию связи. Робко объясня­ ются в первой любви и негодуют, видя несправедливость на земле. Вот поэт заду­ мывается о себе самом: Достигнув доброй старости своей, Остепенясь и не впадая в детство. Установлю наличное наследство И призову женатых сыновей. Не золото, не дедовскую медь, А с чистым сердцем пожимая руку, - Я передам отцовскую науку — Родимым краем бережно владеть. Н а ш е дело — позаботиться, чтобы та­ кие стихи жили широкой и светлой, как и прежде, незапятнанной жизнью... А, Д е р е в я н к о „ЛИКИ ДРЕВНЕГО АМУРА“ РАССКАЗЫВАЮТ... Б олее ста лет назад в 1854— 1856 гг., академик Л. И. Шренк собрал кол­ лекцию различных предметов изобрази­ тельного искусства малых народов Амура,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2