Сибирские огни № 07 - 1969
Он не договорил: ир-за реки ударили артиллерийские залпы». В таких рассыпанных по всей книге об разных деталях чувствуется наметанный глаз художника, навык пластического изо бражения. Однако как бы сама по себе ни была хороша пластическая живопись, ее одной мало для большого романа, здесь нужна и большая концепция, и большие проблемы, и умение круто столкнуть люд ские характеры. Отдельные сцены и эпизоды солдатской жизни в романе О. Смирнова постепенно складываются в сложные перипетии, в ко торых происходит процесс формирования характера человека на войне, его граж данское и нравственное возмужание. Что движет человеком на войне, что позволяет ему преодолеть личную слабость, естественный страх смерти и дает силы ему, простому и обыкновенному, совер шить подвиг? Сергей Пахомцев, бывший студент, со знательно избравший для себя путь солдата в тяжелую годину, много размышляет о мирном, довоенном времени, о доме, о ма тери, о страданиях и тяготах, выпавших на долю людей. Мать, любимая девушка и замученная фашистами Зоя сливаются для него в один символ -— «в прекрасное лицо русской женщины, без которой нам нет судьбы». И от боя к бою в нем накапли вается та духовная «строгость», которая вытесняет его интеллигентскую рефлексию, излишнюю доброту и мягкость, превращая мирного человека в испытанного сол дата. Солдатская строгость — это не равноду шие к смерти, крови и жестокости, а та собранность чувств, та повышенная требо вательность к себе и другим, которая со ставляет нравственную силу человека. Идея человечности, высокой нравственной требо вательности вяжет сюжет романа. Она сказывается, и в тяжелом раздумье пуле метчика Захарьева о том, что «наитрудней шее в атаке» «взять немца в -плен живым, удержаться, чтобы, не расстрелять», и в его ярости и гневе при виде убитого на парника, и в духовном порыве сержанта Журавлева, закрывшего .амбразуру дзота, «чтобы рота была жива». Эта же мысль заложена и в основной сюжетной линии романа, в контрастном сопоставлении Па- хомцева и Наймушина, которых схлестнула не только военная судьба, но и отношение к Наташе. Нравственная чистота Сергея по существу обуславливает и объясняет его быстрое солдатское возмужание. По-иному складывается судьба Наймушина, сме лого офицера-кадровика, прирыкшего, од нако, к удобной философии «война все спишет». В характере Наймушина много верно го. В жизни постоянно встречаются люди, которые уповают лишь на собственную смелость и волю и действительно умеют подчинять себе других. Они высказывают по случаю дежурные,; вполне приличные фразы, а поступают по-другому — под воз действием ли самолюбия или минутного аффекта. Встретившись с Наташей так, мимохо дом, Наймушин как само собой разумею щееся, надоевшее, говорит ей, наивной, вос торженной девушке, что «война — жесто кая штука, но люди и на войне остаются людьми, им нужна дружба и любовь». А про себя лихорадочно соображает; «А она миленькая. Как я раньше не при мечал». Такие люди обычно мало задумы ваются над последствиями своих случай ных увлечений. Но О. Смирнов показывает нам более сложного человека — честного, искреннего, смелого офицера, волевого ко мандира. Но что-то «загнило в нем са мом». Неприглядная история с санинструк тором обернулась для самого Наймушина душевной пыткой, надломившей его. И, как нечто закономерное, воспринимается тяже лый срыв Наймушина как командира, ког да он самовольно, по чувству личной сла вы повернул наступающий батальон и об нажил фланг полка. Теперь на совести Наймушина оказались не поруганная честь девушки, а более тяжелое, необратимое — «кровь напрасно загубленных людей», его бойцов. В том, о чем поведал нам О. Смирнов, есть большая правда жизни, но нельзя не заметить и другого. Характер Наймушина предопределен с первой же страницы, с первого же его шага над ним витает тень авторского осуждения, и это придало ис тории Наймушина какой-то прямолиней ный назидательный морализм. Оказалось, что в герое читателю нечего разгадывать, остается лишь ждать, когда он споткнется. Эта облегченность изображения, естест венно, вызывает чувство неудовлетворения. Однако к концу романа характер Найму шина снова обретает жизненную силу. С большим подъемом написан О. Смирно вым последний бой штрафной роты. И то мужество, самоотверженность и солдатская злость, которые обнаруживает здесь Най мушин, служат залогом его нравственного подъема, и впервые автор обнаруживает чувство симпатии к своему герою. Случайной «любви» Наймушина в ро мане противопоставлено подлинное чувст во Сергея. Однако насколько осязаемо ри сует О. Смирнов тяготы солдатской жизни, настолько бесплотной оказались возвышен ные, «звездные» чувства его героев. И глав ное, мы не ощущаем характера героини. Намеченный вначале как-то трогательно симпатично (запоминаются ее синие-синие, любопытные глаза, так поразившие Сер гея, и ее полный глубокой боли вопрос; «За что вы так со мной?»), он затем, как вода, ушел в песок... Как всякая книга про бойца, «Северная Корона» вобрала в себя лишь краткий миг солдатской жизни — от одного, перехода до другого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2