Сибирские огни № 07 - 1969
ННШЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В. Э т о в ОТ ОДНОГО ПЕРЕХОДА ДО ДРУГОГО Р оман Олега Смирнова «Северная Ко рона»1— произведение о Великой Оте чественной войне, точнее — о начале на ступления на Курской дуге, о человеке на войне, со всем его сложным духовным ми ром — мужественной солдатской стойкостью и гнетущим страхом перед смертью, гру бостью и простотой нравов, потребностью в духовной чистоте. Произведение правдивое, психологически точное и в то же время пронизанное романтическим пафосом. Оно звучит то как сольное лирическое выступ ление одного «голоса» — главного героя Сергея Пахомцева, то усиливается контра пунктом разных мелодий, варьирующих одну тему — Пахомцев и Наймушин, то подчиняется мощной ноте, рвущейся из-под спуда — авторскому раздумью,^ обретающе му форму старинной народной песни-ска зания. Сюжет романа внешне неприхотлив, а поначалу даже несколько затянут. Он строится на основе тех событий, которые составляют содержание повседневной сол датской жизни* обучение, походы, прива лы, дневки, прибытие на фронт, насту пательные и оборонительные бои, ежеднев ный . изнуряющий труд, короткие передыш ки между боями, гибель друзей и товари щей, неприхотливые солдатские заботы о хлебе и махорке с шуткой пополам. И хо тя О. Смирнов уделил немало внимания и ' О л е г С м и р н о в . С е в е р н а я К о р о н а. Р о м а н . « М о с к в а » , 1968. № 11— 12. строевым командирам, вплоть до команди ра дивизии, подлинный герой его книги — рядовой, человек, который один на один остается со смертью. «Люди ближнего боя» — так называет своих солдат генерал Дугинец. Ближний бой — это та дистан ция, с которой показана война в романе, и события как бы проведены через душу то го самого человека, который, непосред ственно сидя в окопе, на себе испытывает тяжесть наползающего танка или собира ет все силы в комок перед атакой. Наиболее интересные, художественно убедительные страницы романа те, где рас сказано о бое в его типично солдатском восприятии — как о предельном напряже нии всех физических и духовных сил че* ловека в моменты трудного ратного дела, когда действие совершается как бы бес сознательно, инстинктивно, но именно в этой «инстинктивности» сказывается сол датская выучка, смекалка, нравственная си ла человека. В картинах, раскрывающих бой, самое, казалось бы, нейтральное описание эмоцио нально насыщено, психологически обостре но. Вот Сергей Пахомцев 'впервые встре чает танки: «Машины, приземистые, неук люжие, по-утиному переваливались на ямах, подминали кусты, взбивали гусени цами пыль и чадили выхлопными трубами прямо в лицо автоматчикам, но те только жались к броне». И мы зримо ощущаем настороженное любопытство еще не обстре лянного Сергея, который совсем как-то по- мирному, «по-домашнему» фиксирует пора зившую его деталь: автоматчики жались к танкам, чадящим им прямо в лицо... О. Смирнову вообще хорошо удается передать психологию удивленного, потря сенного человека, встретившегося с чем-то новым, неожиданным. Запоминается расте рянность Наймушина в первый день войны: «— Юнкерсы! Товарищ лейтенант! Бом бардировщики! Наймушин вздрогнул, зачем-то поспеш но вытащил из кобуры пистолет: — Это... нарушение границы! Это...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2