Сибирские огни № 07 - 1969
ва и боли человеческой, убедительно за печатленным в начале стихотворения и в его великолепной концовке. В нашей критике, нередко возникают разговоры о так называемой «интеллекту альной поэзии», «поэзии мысли». . Однако не важнее ли подчеркнуть, что в любом поэтическом жанре.. интеллект, мысль — непременны и обязательны, это — conditio sine qua поп, «условие, без кото рого нельзя», без которого искусство поэ зии сходит на нет, вырождается. Интел лект, мысль в поэзии не может пульсиро вать в н е чувст ва; мысль стиха должна быть, как говорил Маяковский, «чувствуе мой мыслью», образом. Мысль и чувство должны слиться в поэтическом образе ор ганично, нерасторжимо, гармонически до полняя и обогащая друг друга. Иное дело, что сами образы-то могут быть неравно ценными: как монеты — от медного пятака до золотого червонца... Казалось бы, все это давно известно. Но говорят, что новое — это всего-навсего хо рошо забытое старое. Надуманность термина «интеллектуальная поэзия», как и беспочвен ность спора о том, что важнее в стихах — мысль или чувство,— совершенно очевид на. Возможно, не стоило бы об этом и го ворить, если б сам И. Фоняков, выступая как критик, не был сторонником какой-то особой «поэзии мысли»... А ведь у него есть стихи, которые дер жатся только на чувстве, очень сложном, глубинном, на его еле уловимых перели вах, оттенках, нюансах, которые трудно объять мыслью, подвергнуть критическому анализу, ибо это значило бы разъять «му зыку, как труп», «поверить алгеброй гар монию». Вот одно из таких стихотворений: Дочка председателя колхоза В белой кофточке по-городскому, С толстой книжкой (может быть, студентка?), Чуть смутившись, нам открыла дверь. Дочка председателя колхоза Молоко в стаканы наливала, Разрезала смуглыми руками Смуглый хлеб на смуглые куски. И пока с ее отцом вели мы Деловую, умную беседу О строительстве, о кукурузе, О погоде и о тракторах — Дочка председателя колхоза Все читала и читала книгу, Ни одной страницы в этой книге, Между прочим, не перевернув. Я о ней не напишу в газете — Не давали мне таких заданий. Я о ней не расскажу знакомым — Нечего мне будет рассказать. Мы ни словом с ней не обменялись, Мы ни разу не переглянулись... Путь далек. И на крыло машины Оседает розовая пыль. Чем привлекает это стихотворение? Тем, что и у тебя бывали такие мимолет ные и вроде бы малозначащие встречи, но ты никому о них не рассказывал, да и что, собственно, рассказывать?.. Это — как передача чувств на расстояние, чувств очень смутных, неопределенных, запрятан ных где-то глубоко внутри и, вместе с тем, сильных, будоражащих, волнующих... Наверное, их и имел в виду великий поэт, когда говорил: «А чувства — можно ль рассказать?..» «...И на крыло машины оседает розовая пыль...» Да, что-то «розовое», невысказан ное и несказанное, прошло между двумя лирическими героями. Но что? Желание? Возможность? Чего? Ведь ничего не бы ло и в то же время... было — многое... Поэтические достижения Ильи Фоняко- ва очевидны, в его книгах мы немало най дем стихов, в которых большая .и важная современная мысль нерасторжимо сплавле на с. искренним и сильным чувством. Но нельзя пройти мимо и неудачных стихов, где стремление автора стать умным и ин тересным собеседником приводит его иног да, к рационализму, к недостаточной эмо циональной насыщенности поэтического образа. В некоторых стихах автор повто ряется, пользуясь одним и тем же «техноло гическим» приемом перечислительности, со ставления длинных перечней предметов, воп росов, тем, которые лишь названы, но не ра скрыты, упомянуты, но художественно не воплощены (стихи «Видеть реки, моря, сто лицы...», «Заповедь», «А я бы мог полюбить, наверно...» и другие). Чтобы понять особенности стиля, по этики, художественной манеры И. Фоняко- ва, обратимся к высказываниям самого по эта на этот счет. В своих литературно-критических за метках «Сказать несказанное» он приво дит, по его словам, «неопровержимые под тверждения одной вызывающе парадок сальной мысли: поэзия девятнадцатого века, золотого века русской литературы, оказывается чуть ли не лишенной главно го — образности!» Утверждая, что «бурное, преимущест венное развитие метафорического образа — явление сравнительно недавнее, что после_- довательное культивирование живописной детали отмечается, пожалуй, лишь со вре мен акмеистов», отдавая дань признания «одному из великих чудес поэзии» — сло весной живописи, И. Фоняков видит «зо лотую тайну» русской классической поэзии в «магии» самих слов, в «умении сказать несказанное», в «искусстве благородного сопряжения слов» — «не мертвых звуков, а живых, осмысленных слов, звучание ко торых неотделимо от значения». Не будем говорить здесь о несколько тенденциозном и одностороннем подборе поэтом «неопровержимых» примеров, сви детельствующих о «недостаточной» образ ности русской поэзии девятнадцатого века. Не станем упрекать его в излишней прямо линейности н категоричности подобных утверждений. Для нас важно сейчас по нять, что поэт считает гл а в н ы м , о сн о вн ы м в традициях «золотого века» русской ли тературы. «Поэзия,— пишет он,— искусство значащего слова, если она того хочет, мо жет обратиться к сердцу читателя прямо и непосредственно, без каких-либо промежу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2