Сибирские огни № 07 - 1969
упоминавшиеся здесь, он весьма чуток к вея ниям и запросам времени. И популярность И. Фонякова у Широкой молодежной ауди тории не в последнюю очередь объясняет ся именно тем, что он быстро откликается на наболевшие проблемы, которые — что называется — «носятся в воздухе». Однако такая оперативность поэтического' отклика, сама по себе очень ценная, осуществляется иногда у И. Фонякова за счет глубины и убедительности худож ест вен ного во п л ощ е ния этих злободневных проблем. Ну, хорошо: мы говорим — бессмертье, Храним в сердцах и памятники ставим. Но нет ли здесь какого-то обмана? Бессмертные бессмертны лишь для нас. Не для себя. Так начинается одно из стихотворений И. Фонякова, посвященное нестареющей те ме бессмертия человеческого. Примеры, «промежуточные инстанции», подтверж дающие этот начальный, основополагаю щий тезис стихотворения, убедительны, но вряд ли можно назвать их живописными («Войдя в тома и бронзу, в могиле спя щий — разве слышит Пушкин, как наизусть онегинские строфы читает в сурдокамере пилот?» и т. п.). Мысль стиха достаточно обнажена: ...человек, Живя (?), живет не только в настоящем, Но в то щ е время — в будущем. И, если Он посвящает будущему жизнь, То в лучшие часы, в часы прозрений, Не в мелочах, а в чем-то самом главном, В какой-то уплотненной до предела. Чистейшей форме — все века бессмертья Им прожиты заранее... («Ну, хорошо: мы говорим — бессмертье...») Перед нами, безусловно, умный собес седник, эрудированный человек, умеющий размышлять и мыслить, смотрящий «в ко рень» вещей. Допускаю, что белый стих здесь не случаен, а закономерен при реше нии именно такой темы. И все же, кажет ся, это стихотворение написал не столько поэт, сколько публицист, интеллектуал, фи лософствующий «на заданную тему». Чита тель, пожалуй, вправе посетовать здесь как раз на бедность изобразительного «ряда»... А вот другое стихотворение. Девушка заламывает руки, У планеты стоя на краю. Грянул час космической разлуки Грозную симфонию свою. В чем несомненная поэтическая притя гательность этой строфы? В нерасторжи мом сплаве строк, где зрительный образ («Девушка заламывает руки...»), передаю щий невысказанную душевную боль про щания с любимым (образ, кстати, не очень свежий), естественно и ^ -в то же время — неожиданно обновляется, перехо дит в образ метафорический, поднимаю щийся до сим вол а: девушка,, стоящая на к р аю планеты, олицетворяет собой уже все человечество, провожающее в звездный путь одного из своих сыновей. «Грянул час космической разлуки грозную симфо нию свою» — смысл и самая звукопись строк подчеркивают торжественность, дра матизм, какую-то гр о з о в у ю необычайность момента, как бы в зародыше таящего в се бе и радость будущих встреч, и — как знать! — горе человеческих трагедий. В этот миг Уже за Солнцем тде-то. Позывным в приемниках звуча. Острая, как молния, ракета Мчится вдаль со скоростью луча. Девушка склоняется, горюя, И горит еще на ветерке Память о прощальном поцелуе — Островком прохлады на щеке. 1 Стоит обратить внимание и на это сталкивание в одном образном ряду исключающих друг друга явлений (память о поцелуе... горит... «островком прохла ды»), и на это нагнетание резких,1«рокочу щих» звуков, в которых то ли слышится реактивный гром мощных двигателей кос мического корабля, то ли прорывается на ружу бушующая гроза напряженных до предела человеческих чувств... Интересна концовка стихотворения: В тесноте вечернего трамвая Вижу я — сквозь лица, сквозь года: Девушка стоит на стартплощадке, У иных миров на рубеже. Платьица трагические складки Мраморными кажутся уже... Поэтический образ-символ обогащается новыми гранями: девушка, стоящая «на краю планеты», «у иных миров на рубеже», как бы... застывает на наших глазах, оде вается в мрамор и превращается в мону мент славы покорителям космоса. Но в том-то и волшебный парадокс по эзии, что при всем том она остается для нас живой! Потому что искренне ее горе, бессмертна любовь, велика жертва,, прине сенная на алтарь прогресса. Поэт сумел убедить нас в этом. К сожалению, это же стихотворение ав тор сам и... испортил. Мне кажется, цити рованные строки давали уже толчок для раздумий о счастье человека космической эры",, и вряд ли была- особая нужда как-то «направлять» мысль читательскую, наво дить на интересно замысленлое и во мно гом удачно исполненное произведение ри торический глянец: «Сколько раз мы спо рили, гадали, в будущий заглядывая век: покорив космические дали, станет ли сча стливей человек? Счастье, счастье. Что оно такое? Каждый лектор скажет вам в ответ: если счастье — в глади да покое, так его и не было и нет.... Будущим завидую лю бимым, у поэтов будущих учусь: о, какие выси и глубины им дано постигнуть в мире чувств! Будет жизнь ^- огромная, живая, мелочность — сотрется без следа...» Тут приходится признать, что абстрак тные «выси и глубины» будущих эмоции меркнут перед глубоким чувством торжест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2