Сибирские огни № 07 - 1969
этом могут пострадать близкие, дорогие нам люди... В стихотворении «Ничто в лице не из менилось» поэту удалось передать глубин ные, незримые движения души, изменения в характере — через видимые, внешние про явления. Вроде бы никаких «новых черт не родилось» в лице человеческом — «лишь не что как бы в нем смирилось, остыв, к не главному свелось, и стало просто доброду- шьем, что прежде было — Добротой». Го речью, болью за несост оявш егося Человека проникнута мысль стиха: Все обесценилось, смешалось, Хоть все как будто налицо... А ведь какое намечалось Великолепное лицо! Поэт далек от того, чтобы только во сторгаться своим героем. Он больше всего озабочен тем, чтобы не было в человече ских взаимоотношениях несправедливости, фальши, беспринципного всепрощения грешков и слабостей. «Где, подумай, прав де приткнуться, если мы оттолкнем ее?..» — резонно спрашивает он старого друга. И. Фоняков стремится схватить и запе чатлеть характер человека в острые, пере ломные моменты его становления и раз вития. Вместе с тем, он умеет осветить один и тот же жизненный предмет, явле ние с различных художественных и психо логических точек зрения. Нет нужды разъяснять, о чем, о какой «болезни» души, ума написаны четыре стихотворения, начинающиеся строками: первое — «Мы все речисты! Стол окру жим...»; второе — «Вот опять он зашелся в споре...»; третье — «Сколько слов гово рим! И когда ж мы поспели...»; четвер тое — «Мне нравится, как этот парень бор мочет...». В шумных застольных разговорах, где все «складно», «логично», «гладко», герой вдруг, смутившись, обнаруживает: «Не те, не те, не те слова!» И прорезается все резче, Каким весельем ни глуши, Сквозь праздник — боль, Сквозь гладкость речи — Косноязычие души... («Мы все речисты! Стол окружим...») Итак, поставлен точный «диагноз» «бо лезни» — «косноязычие души»... Характер ные «симптомы» ее «описаны» в двух сле дующих стихотворениях. Вот иронические строки о некоем «спор щике и эрудите», подменяющем живое де ло пустыми словесами, но так и не сумев шем даже «высказать самого себя». С от кровенной насмешкой, даже с сарказмом рассказывает поэт о человеке, который мо жет болтать по телефону столько времени, сколько хватит, чтобы встать с постели, побриться, умыться, одеться, собрать че модан, уехать в Батуми, вернуться через месяц (!) домой и... «услышать в дверях: говорит, говорит!» Поэтическая гипербола бьет точно в цель — порок предельно обнажен. Гневно протестуя против такого суесловия и сло воблудия, автор на обыденном житейском примере подчеркивает великую целительную - силу скупого, но доброго и нужного че ловеческого слова: Сколько слов говорим — снова, снова и снова! Но увидим однажды: в ночи, под дождем, Плачет женщина — и настоящего слова Не найдем для нее... В сотый раз — не найдем! («Сколько слов говорим! И когда ж мы поспели...») Наконец, в четвертом стихотворении мы оказываемся свидетелями случая ис ключительного, когда внешние «симптомы» («а этот бормочет свое, невпопад...») по казывают вроде бы на ту же печальную «болезнь» души, но на самом деле это не болезнь, а поиски наилучшего словесного выражения мечты, которой целиком погло щен человек и для которой ¿не сразу, не просто находишь слова» («Мне нравится, как этот парень бормочет...») А. Межиров в кратком предисловии к книжке избранных стихов поэта (Москва, «Молодая гвардия», 1967) отмечал, что за последние годы внутренний мир поэзии И. Фонякова «резко усложнился, стал серь езней и глубже, но одновременно окрепла способность просто воплощать этот слож ный и серьезный мир, потому что для во площения сложного мира необходима про стота «неслыханная». Лучшие произведения И. Фонякова (в книгах: «Стихи о моих товарищах» — 1963 г., «Начало тревоги» — 1965 г., «За стенчивый репортер» — 1968 г.) во многом подтверждают это наблюдение и отража ют сложный духовный мир современника в строфах и образах внешне неброских, точных, ясных, простых и— вместе с тем — художественно емких, значительных. Однако простота простоте — рознь. И тут необходимо сказать об одной суще ственной особенности поэзии И. Фонякова, где сильные и слабые его стороны прояв ляются особенно резко... В стихотворении «Мысль» автор пове дал нам о напряженных поисках истины, таких слов, какие бы пришлись «по серд цу» людям. И когда поиск должен «вот- вот» завершиться, вдруг оказывается: «ту самую мысль, что немного была не доду мана» героем,— нашел другой человек. Обидно? Но если по чести Признаться — нет чувства светлей: Выходит, что мыслил я вместе С нелегкой эпохой своей. И снова я, снова и снова Тревожусь, ищу, нахожу... И может быть, нужное слово Когда-нибудь первым скажу! Вот это стремление первым сказать нужное людям слово — привлекательная черта стихов И. Фонякова. Как и некото рые другие поэты его поколения, уже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2