Сибирские огни № 07 - 1969

ловеческих взаимоотношений. Понятно и его желание «в кармане таскать по свету ключ от собственного угла». Ведь все это не эгоистические попытки замкнуться в скорлупе личного благоролучия, а естест­ веннейшая человеческая потребность счастья. Искренняя вера в силы и возможности человека-труженика пронизывает стихи И. Фонякова о В. И. Ленине. В чем не­ меркнущее велцчие вождя? А величье, быть может, По высшему счету — В том, Что каждый, Живущий на свете работой, Рядом с .ним, Дорогим И немного усталым, Сам себя Ни на миг Не почувствует Малым! В этих строчках точно Схвачены дра­ гоценные черты Ильича — естественнейшая простота и глубокая народност ь его харак­ тера. Ленин и простой труженик со все­ ми его заботами, тревогами, бедами — не­ разделимы. Поэтому-то так органично «со­ прягаются» в стихах поэта явления, ка­ залось бы, безмерно далеко отстоящие друг от друга, даже несовместимые: «бло­ кадные очереди за хлебом» и — ...в века уходящая, Тихая и святая Очередь — К. Ленину, В Мавзолей. Как верно заметил один критик, стихи И. Фонякова о Ленине «написаны «в двух измерениях» — в них есть ощущение и тех лет («Он тогда и Лениным не звался, он позднее Лениным назвался»), и нашего времени, с высоты которого мы смотрим на прошлое, видя в нем истоки сегодняшних и завтрашних свершений. Такое двойное освещение позволяет автору подчеркнуть связь событий, эстафету времени, непрехо­ дящую современность Ленина» («Сибир­ ские огни», 1967, № 4, стр. 179). В цитировавшемся выше стихотвррении «Очереди» есть все-таки одна — не то что­ бы фальшивая, но попросту не органичная для умонастроения, для характера лириче­ ского героя — нота. Рассказывая о «море бед» народных в дни войны, автор вкла­ дывает в уста лирического героя такую фразу: , Я горжусь, что среди моего народа Помнил место свое, И во все года Н и ч е го н е т аскал с еб е с чер но го хо д а , Ни большого, ни малого — Никогда! (Подчеркнуто мною.-^ В. К.) Но мы очень хорошо знаем и уже успе­ ли полюбить героя, чтобы заподозрить его в столь неблаговидных поступках! Вряд ли свойственна порядочному человеку подоб­ ная (весьма сомнительная!) «гордость» элементарной своей честностью... Лишняя, ненужная строфа, выкинуть ее, чтобы не ломался, не двоился интересно намечен­ ный характер, чтобы не оставалось места для кривотолков, двусмысленностей! В будничном течении жизни И. Фоня- ков старается подметить и отобрать , для художественного осмысления такие ситу­ ации и конфликты, в которых «ищет воп­ лощения все та же непростая правда на­ ших дней». Справедливо иронизирует поэт над так называемым «географическим» подходом к поэзии, когда иные авторы тщатся непременно ввести в стихи «даль, расстояния, масштабы, названия, где зву­ чен каждый звук», но когда за гранью по­ этического восприятия остается главное в искусстве — человек. Подбирая «слово не для рифмы», мучаясь и споря Сам с собой, отыскивая, припоминая, уточняя «истоки» своего вдохновения, поэт все чаще начина­ ет замечать, как в стихах его оказываются вычеркнутыми «строки, в которых геогра­ фия была», а вместо них входит «все, что стало жизнью, сутью, призванием, бессонни­ цей, виной: людские нерассуженные судь­ бы и споры, недоспоренные мной». («Гео- графия»). Герою Ильи Фонякова довелось поря­ дочно посмотреть наш «круглый мир», при­ ходилось ему бывать и в Польше, и в Мек­ сике, и на Кубе, и во Вьетнаме, и в иных дальних и ближних уголках планеты. Од­ нако в стихах, написанных по впечатлени­ ям зарубежных турне, мы напрасно стали бы искать экзотику южных стран, да и са­ мая романтика далеких странствий как-то здесь приглушена и стушевана. Зато на «иностранной земле» ярче и сильнее разго­ рается в душе героя чувство Родины, чув­ ство нашего, советского первородства. И не случайно, видимо, у заграничного отеля, где «сестры-пальмы входят в рост», он в первую очередь прикидывает, что «до бли­ жайшего колхоза — с малым двадцать ты­ сяч верст» («Круглый мир»), И родная сторона, Русская земля, Целиком тебе видна Как с Луны — Земля. («Утренние стансы») Пристально и пристрастно вглядывает­ ся герой в «заграницу», отмечает ее со­ циальные контрасты и противоречия, но прежде всего пытается он проникнуть во внутренний мир иностранца, постичь сокро­ венные его думы, мечты, волнения. Нахо­ дясь в кинотеатре, где экран воскрешает трагические события минувшей войны, он успевает заметить и — как «драматический артист рядом с нами плачет в темном за­ ле» («Документальное кино в Варшаве»), В Мехико внимание его сразу же приковы­ вает спящий на мостовой индеец: «Кап, кап, кап»,-^- разбиваются капли в тени. «Раб, раб, раб»,— повторяют над ухом они. Справедливо? 'Н е знаю. Но раб ты 12 Сибирские огни Л1» 7 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2