Сибирские огни № 07 - 1969

Мол, как работа, нет ли жалоб?.. А ты ответствуешь баском: — Начальство только не плошало б, А мы, народ,— не подведем. Нетрудно заметить, что автор схватыва­ е т в облике героя лишь внешние и малосу­ щественные черты. Чувство же рабочей гордости у паренька подкрепляется пока только сомнением в возможностях «на­ чальства» да безоговорочным причислени­ ем себя к «народу», который, конечно же, не может ошибаться и никогда «не подве­ дет»... И поэтический вывод, обобщение — «парнишка из вечерней школы науку дви­ гает вперед» — основано в стихах на столь же неглубоких, поверхностных связях и «признаках» героя. Позднее сам поэт очень точно определит такой метод писательской работы, когда «сопротивление материала вдруг теряется под рукой»: «приходят, не требуя напряженья, только задумаешься едва, вполне приемлемые решенья, вполне приемлемые слова». Как бы то ни было, первое знакомство поэта с героем состоялось. Пройдя «лег­ костью испытанье», он начинает вгляды­ ваться пристальней и подмечать новые, бо­ лее глубинные и значительные черточки характера заинтересовавшего его человека. К сожалению, правильно осмыслить уви­ денное поэту удается еше не всегда. В стихотворении «В доме отдыха» нари­ сована впечатляющая картина своеобраз­ ного «противоборства» молодого парня... •с роялем, картина, по замыслу автора, имеющая символическое значение: человек труда хочет утвердить свое право на кра­ соту. Итак, «человек играет на рояле»: Звуки спорят. Рвутся, задыхаясь. Корчась, не хотят ложиться в ритм. Дисгармония. Предвечный хаос. Мир еще не создан. Не открыт. Нет еще на свете нотных книжек, Не рождались Гендель и Ганон, Даже знаменитый «Чижик-пыжик», Кажется, еще не сочинен. Выгнулся рояль, большой и черный. Человек устал. Он весь в поту. Медленно, Мучительно, Упорно Он на ощупь ищет красоту! Какая экспрессия, какая «гнетущая» убе­ дительность! Только — какой же это поиск, какое же это утверждение красоты? Не на­ силие ли это? Если так, то и реакция на подобную «музыку» кажется вполне есте­ ственной: «злость рождается в груди, стук­ нуть бы упрямого героя» и т. д. Однако в авторской интонации, в самой сцене «игры» проскальзывают все-таки нотки некоторого высокомерия со стороны человека, которо­ му, видите лй, ведомы Гендель и Ганон. Поэт не захотел показать нам красоту само­ го поиска. А ведь в этом упорном, самоот- #• верженном поиске гармонии — залог буду­ щего успеха. «О рассудительная моя книжная юность, скажи мне, где ты?» — не без горь­ кой иронии спросит потом себя поэт. Пока же, как видим, продолжение и углубление -знакомства с героем протекает не без трений. Но уже в последующих сво­ их стихах, глубже и полнее осмыслив свои впечатления, проанализировав их, так ска­ зать, с социально-исторических позиций, по­ эт приближается к верному осознанию тех трудностей, которые долгое время стояли на пути рабочего человека к красоте, к осво­ ению эстетических ценностей мира. На этот раз парень, «медленно, мучительно, упорно, на ощупь» ищущий красоту, является нам в образе человека, «стихов не читающего, «про шпионов» предпочитающего». Но какая по­ лемическая заостренность против собствен­ ной же позиции, обнаруживаемой в стихо­ творении «В доме отдыха», ощущается в но­ вых стихах поэта! Разве он виноват, по-вашему. Если что-то. Пусть очень важное, Не успело к нему прийти? Ведь на многое В бурях Времени У него не хватало времени: Это время, товарищ, мы У него же брали взаймы.. Поэт говорит здесь уже о своей ответ­ ственности перед человеком, «стихов не чи­ тающим», о стремлении помочь ему найти и оценить красоту мира, о своем желании «сквозь труды, сквозь преграды многие» пробиться к нему «всей увлеченностью, всей тревогою, всею мечтой, не дешевень­ кой упрощенностью, а высокою простотой». Это принципиальная эстетическая про­ грамма, серьезная творческая задача, ко­ торую поэт будет решать в о всех своих стихах, независимо от темы. Правильно оценив всю нелегкость и сложность жизненных путей и судеб чело­ века груда, приоткрыв для себя сокровен­ ную частицу его души, поэт пытается те­ перь обосновать и его конечную убежден­ ность в «своей правоте», прочность, с ко­ торой он стоит на земле как хозяин и со­ зидатель мира. И вот уже герой И. Фоня- кова «и в квартире, и в драной палатке обстоятельно, прочно живет. Обстоятельно вводит порядки, обстоятельно воблу жу­ ет...» И уже не широковещательные заяв­ ления («Мы — народ...»), не высокие, но. малоубедительные устремления героя «дви­ нуть вперед» науку, а обыденные, житей­ ские, земные дела человека начинает сла­ вить поэт. И он прав, предупреждая, что над этим не надо «особенно шутить», ибо тут нередко скрывается более реальное и весомое жизненное содержание, чем в иных «заоблачных», но пустопорожних «материях». Вызывает горячее сочувствие стремление героя полно познать радость любви, «нежность, чистоту и доброту» че

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2