Сибирские огни № 07 - 1969
лись отличные книги по истории искусств* хранились также гравюры, репродукции. К этому скромному богатству Иосиф обра щался каждый раз, как бывал в этой ком нате. Помню, однажды он задумался над бело-черными гравюрами Валлотона. Долго размышлял, и заключил: «Это же, как сти хи: лаконизм, ничего лишнего и все есть, что необходимо. Вот у таких художников и поэтов кое-чему можно научиться». Я перекинул ему старый искусствовед ческий журнал с репродукциями картин Марка Шагала: «А вот выразительность другого рода». И снова Иосиф долго рас сматривал эти репродукции, как-то прене брежительно отбросил почти все и задумал ся над реалистичным изображением косых витебских домишек с подслеповатыми окошками, с нищенским бельишком, разве шанным на просушку, и прочими подробно стями скудного еврейского быта. — И вот ведь,— задумчиво сказал он,— веками так и жили эти люди, да что там «жили»,— сколько и теперь еще так живет... Но знаете, Том, что тут, по-моему, главное? То, что эти люди не столько живут, сколь ко сопротивляются жизни, а теперь в борь бу вступают, они же душой-то все за ре волюцию, то есть за лучшую жизнь. И ведь большинство из них не потеряли жиз нелюбия, как Шолом Алейхем с его усмешкой... И тут перешли к Саше Черному. Листая его томик, Иосиф усмехался, расхохотался над строками «царь Соломон сидел под ки парисам и ел индюшку с рисом», задумы вался над многими стихами, говорил, что он находит в них что-то созвучное и косо боким шагаловским домишкам «полосы осёдл'ости», и каким-то своим мыслям. Ухо дя, он взял с собой томик Саши Черного. И уже вскоре он читал мне забавные сти хотворные отрывки из рождавшейся «Пове сти о рыжем Мотэле». Первые наброски ее казались слишком близкими к Саше Черно му и по музыкальной тональности, и даже по самому портрету главного действующего лица. Этот упрек Иосиф принял очень серь езно. Спустя некоторое время я услышал уже, радуясь вместе с автором, отрывки ку да более сильные и самостоятельные,— гип ноз Сашй Черного проходил. Уткин стано вился самим собой. Раздавались потом недоумевающие воп- просы: «Почему Мотэле кишиневец, а не си биряк, ведь и автор-то сам иркутянин?» В первых набросках не был Мотэле ни ки шиневец, ни сибиряк, был он Мотэле, так сказать, вообще. Когда Иосиф принял упрек в подражательности Саше Черному, тогда же разговор коснулся и того, что надо бы герою дать адрес поточней, привязать его к определенному местожительству. — Конечно, надо,— сказал Иосиф,— сам знаю, не дурак, и читателя в неведе нии оставлять нехорошо. Но где же его поселить? — Придется все-таки отправить его В бывшую черту оседлости, в общем, туда, где ему уютней и окружение будет естествен ней... Привожу эти некоторые подробности рождения «Повести» к тому, что иные до тошные исследователи приняли ее понача лу за некий еврейский анекдот, лишенный какой-либо жизненной достоверности. Между тем, период создания повести, представляется мне этапом для Уткина пе реходным — от юности к зрелости. Да и у других илховцев это время было полосой сложной, днями поисков, ученья, становления. Пожалуй, упорней и последо вательней других работал, отходя одно временно от писания стихов, Валерий Дру- зин. Он приступал к первым исследовани ям, читал первые лекции и рефераты, и по степенно за ним закреплялось заглазное имя — «профессор». Тоже последовательно, но совсем дру гую, свою поэтическую линию вел Михаил Скуратов, которого еще никто не величал Маркеловичем, но уже многие видели в нем достойного продолжателя сибирской линии в литературе, в поэзии. О Джеке Алтаузене, маленьком, черном, быстром, Иосиф Уткин однажды проникно венно, с каким-то даже почтительным вы ражением сказал: — Какой огромный запас, нет — заряд певучей силы у Джека! Хотя Джек и делал еще первые шаги, но размашисто шел, часто не глядя под но ги,— не в его это характере было. Шелуха «Барки» отставала быстро, все громче зву чала «певучая сила», и уже скоро за. по этом стало закрепляться определение—■ «Романтик». Находили время для литературного творчества и очень загруженные газетной работой А. Голянковский-Вечерний, А. Обо рин да и другие журналисты. ИЛХО стало постепенно действенной творческой средой, школой и лабораторией. Его члены по вечерам собирались то у од ного, то у другого, то все вместе, но чаще небольшими группами, повседневно сталки вались друг с другом на службе, в обще ственной работе, а ее у каждого было не впроворот, постоянно вели споры, коллек тивные поиски, одно поднимали на щит, другое ниспровергали, то утверждали, дру гое отрицали. Илховцы, естественно, резко противосто яли державшимся обособленно кружкам нэповской молодежи. Среди последних вы делялись группы так называемых «харбин- цев». Это были сыновья, дочери, племянни ки, племянницы и прочая родня (иркутских, главным образом) нэпмачей, по тому или другому поводу жившая в Харбине, в Маньч журии и прочих потусторонних местах. Стянулись эти молодые люди в Иркутск с расчетом получить высшее образование в университете. Публика эта в большинстве и общественных симпатий своих, и полити ческой своей физиономии особенно не скры вала, по крайней мере до той поры, когда настала в университете «чистка». Этой пуб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2