Сибирские огни № 07 - 1969
ангарской пристани наискосок от легендар ного Белого д'ома. Эта «Барка поэтов» по истине является сборищем разношерстной буржуазно-дворянской интеллигенции — с бору по сосенке. Часть из них были корен ные сибиряки, иркутяне; были отпрыски просвещенного иркутского купечества, чьи деды воспитывались ссыльными декабри стами, но едва ли не большая часть — наезжие москвичи и петербуржцы, кото рых выдудо ветрами революции в матерую глубь Сибири. Органически они были нам чужды, как и мы им. Манеры, сам расслаб ленный, причесанный и прилизанный, бес страстный «интеллигентский» язык, внеш ность, костюмы — отчуждали их от нас — детей народа. Тем не менее, они казались нам оракулами мудрости, хранителями поэ зии. В кругу этой романтически звучавшей «Барки поэтов» господствовала мешанина всех модных веяний и школ того времени; и акмеизм, и имажинизм, и эго-футуризм, и левацкие загибы в поэзии — все это вы везенное из столиц напрокат и плохо пере варенное». Если к этому добавить самонадеянную наглость, позу и стремление «оказать влия ние», прибрать к рукам только еще начи навших, желторотых иркутских поэтов,— картина, в общем, будет ясной. И ведь как- никак влияние-то оказывали, иные на них равнялись,— больше-то пока не на кого было. Этого тлетворного влияния избежал в общем, например, кондовый сибиряк, розо вощекий и золотоголовый Михаил Скура тов, Сибири преданный, в Сибирь влюблен ный, тогда наивный и всегда честный пе вец земли иркутской. Он испытал другое влияние, и оно на пользу ему пошло. Пре подаватель педагогического факультета Иркутского университета Лев Георгиевич Михалкович, опекун начинающих, заинте ресовался стихами Скуратова, разобрался в его поисках и поставил на верный путь, не без резкости разъяснив; — Какого лешего вы ищете?! Золото под ногами, а вы его топчете! Бросьте пи-, сать с чужого голоса да еще о вещах, зна комых вам только понаслышке. Пишите о том, что вошло в вашу плоть и кровь, о том, что досталось вам по наследству от дедов ваших и бабок, от отца и матери. Пишите о своем Иркутске, о родине своей пишите, будьте ей верным! Скуратов и остался верным,— «Барка поэтов» не втянула его в свой омут. Разобрался что к чему критически мыс лящий и осторожный, пробовавший тогда силы в стихосложении, но уже склонный больше к критике и литературоведению сту- дент-экономис! Валерий . Друзин. Кое-какую информацию из анналов «Барки поэтов» он использовал, так сказать, для повышения общего уровня, а основную настроенность барочных «хранителей поэзии» отверг за ненадобностью и .вредностью. Несколько сложней было с Джеком Ал- таузеном: как-никак, а Шанхай, где он до этого жил, какие-то накипи оставил, а яд, как известно, в нарушенные покровы впи тывается легче, и понадобилось в дальней шем все влияние ИЛХО и забота комсо мольских. вожаков (из которых особо запомнился А. Л. Мишурис с его вдумчивы ми, поистине душевными беседами «по тео рии»), чтобы отвратить впечатлительного- Джека от болотных троп, ведущих к «Барке». С Иосифом Уткиным дело обстояло не сколько проще. Воевать ему, правда, не пришлось по-настоящему, но в Красной Армии он был и, вне зависимости от скромной нестроевой должности, прошел курс армейского воспитания, получил ком сомольскую закваску, и была уже на, нем кольчуга, которую стрелам барочных «хра нителей поэзии» пробить было не так легко. Но ветры романтики овевали его лохма тую голову, нежность душевного склада оставляла уязвимые, не защищенные еще места. Потом, в ИЛХО, и они закалятся, но вот сейчас — эти странно разведенные розовой водицей строки (им он потом не найдет места в своих книжках). Среди них вот и это: «расскажи мне про Красную ша почку, про козу-дарезу»... — Иосиф, у тебя же свой голос, зачем заимствовать? — Не занимаюсь,— резко отвечает он и начинает краснеть. Это у него всегда полу чается забавно и по-своему: розовеют и обильно выступают веснушки-конопушки, потом темнеет до багровости, если очень сердится,— краснеет весь — лицо, нос, уши, шея. — Не занимаюсь,— повторяет он,— что я, мелкий воришка, что ли? — Да нет, не совсем мелкий, так —■ средний. — Докажи,— он поворачивается к окну, смотрит поверх темнеющих крыш,— дока жи, фельетонист несчастный. — Во-первых, не несчастный, а во-вто рых, сам ты такой,— фельетоны-то вместе пишем. А доказать,— изволь: «я устал от румян и белил» ...черт знает от чего еще, кажется — от вечной трагической маски. Известно тебе это произ-ведение? Теперь он уже постепенно бледнет,— это значит, что затронут всерьез, уязвлен, но не сердится, а размышляет. — Н-да,— цедит он сквозь зубы и корит глазом в темный угол, где валяется бро шенный им смятый листок,— ладно, за мнем. Вот тут событие поважней. С «Бра гой» Николая Тихонова знаком? Приходится признаться в неосведомлен ности. Да и то сказать, не те еще времена, чтобы поэтические новинки быстро прихо дили в далекую от Москвы Сибирь. Иосиф наизусть читает, увлеченно, раду ясь, что вот какие стихи бывают. — Подумать только! Вот слушай,— и он снова читает особенно ему понравившееся, да не просто понравившееся, а вошедшее в душу, видимо, надолго, навсегда.— «Гвозди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2