Сибирские огни № 07 - 1969
воспоминлнипя Вас. ТОМСКИЙ В е т е р ю н о с т и (Иркутская поэма1) Туман закрывает мой мир. Все затума нено, что дальше полуметра от меня. Суще ствуют только свет, цвет, силуэт. Да и они разбавлены, смягчены, растушеваны. Неко торые врачи определяют: «Практически сле пой». Один добавляет с грустью: «Да, у вой ны длинные руки»— «И подлые»,— от кликаюсь я. И он кивает, соглашаясь: «Ко варные». Но, в туман вглядываясь, мне, «практи чески ослепшему», вероятно, легче, ясней, чем зрячему, видеть прошлое, сдвигать вре мя, подниматься по его потоку, закрыв гла за, видеть былое как сущее, жить на двух плоскостях: одна — возвращенная памятью, другая — та, на которой я сегодня. Поднимаясь вверх по реке времени, ви жу, слышу, ощущаю, переживаю вновь многое, о чем мне нужно рассказать. И я всегда возвращаюсь в Иркутск — город мо лодости, к иркутянам, друзьям моим двад цатых годов. ' Лазер памяти, самый непостижимый из всех лазеров, выхватывает во времени яр кие круги, освещает маленьким прожекто ром картины бывшего и ушедшего в прош лое... Сидим возле угасающего окна. Сумерки дружат с задумчивостью и стихами. Вооб- ще-то Иосиф Уткин не любит читать свое — все написанное ему кажется тем, что я уже знаю, слышал, читал. Странное стихотворе ние: в нем грусть, даже не грусть, а ханд ра, жалоба бог весть на что, на усталость от чего-то, какая-то неудовлетворенность, и размягченные строфы замыкает несколько раз рефрен: «Расскажи мне про Красную шапочку, про козу-дерезу расскажи...» — Откуда это? Размагниченность, вялое течение строк, настроение, какое впору по терявшему себя,— откуда все это? Откуда 1 Печатается с сокращениями. К о гд а-н и б у д ь (п р о й д у т го д а , м атер и ки , в о зм о ж н о , н ас р а зд ел я т ^ М ы с ти хой гр у сти ю в сегд а П рипом ним о бщ и х дней И д ел о и б езд ел ь е. И о с и ф У т к и н . (Из неопубликоваршого> эта наигранность, этот мокрый ветер, Ио сиф? Чего это тебе понадобилась коза-де реза? Не твое это, черт побери! Он .поднимается, с хрустом потягивается, зло комкает листок и бросает его в угол, в густеющую тень вечера. Потом улыбается и как-то озорно признается: «Ну и что ж, что не мое? А зато написано как! Плохо разве? Вот они говорят, а ведь понимают черти кое-что, говорят— .в этом и главное: не что, а как». — Кокеткой, Иосиф, становишься. — Ну уж и кокеткой. Будем рассматри вать как упражнение и замнем. А'поучить- ся и у них кой-чему стоит. Становится понятным, откуда пришла Красная шапочка с козой-дерезой и прочи ми слезливыми причитаниями. Такое могло быть только там, на восто ке Сибири, и только тогда, в годы едва до горевшей в этих краях гражданской вой ны... Иркутская областная газета «Восточно- Сибирская правда» 14 мая 1967 года празд новала свое пятидесятилетие. Вышел специ альный большой номер. Его украсила об стоятельная статья поэта Михаила Марке- ловича Скуратова — «Илховцы»— о пер вом в Сибири Иркутском литературно-ху дожественном объединении — ИЛХО. Есть в статье интересный рассказ как раз о том, чего я коснулся выше, именно о тех нездо ровых влияниях, какие испытал на себе и юный Уткин. Щупальца эти в Иркутске тянулись к молодым литераторам из так называемой «Барки поэтов». М. М. Скуратов вспомина ет о «Барке» так. «Эго было пестрое содру жество писателей, первое время действи тельно устраивавших овои литературные бдения V поэта Анчарова, а он жил з каю те одной из барок, стоявших на приколе У
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2