Сибирские огни № 07 - 1969
ПРОШЛОГО И. ГОРЕЛОВА Р у к о п и с н а я п е с н я о Сибири В государственном историческом музее хранится ¡рукописный сборник песен: ГИМ1 Э134. Кожаный тисненый переплет с медными застежками обветшал, сильно ис точен червями. На 'внутренней стороне его написана дата составления сборника: «anno 1742». Водяные знаки, так называемые фи лиграни, соответствуют этой надписи: то медведь на щите с алебардой, то герб Амстердама, то корона Jardel позволяют установить, что бумага сделана в 30-х — начале 40-х годов XVIII века. Сборник со держит тексты песен с нотами (свыше двухсот), написанные четким полууставом. Беглое знакомство позволяет' заметить разницу между двумя частями песенника: следы на листах, поздние вставки, исправле ния, дополнения, говорят, что второй раздел пользовался большим спросом. Первая часть представлена, главным образом, духовными псалмами, а вторая состоит исключительно из песен' светского содержания. Здесь встречаются «забавные» песни— любовные, сатирические, о фортуне, моралистические, повествовательные и др. Все это песенное богатство составляет, по мнению профессо^- ра А. В. Позднеева, «антологию книжной силлабической поэзии»2. Сборник создан накануне знаменитого состязания между М. Ломоносовым, В. Тредиаковским и А. Сумароковым в переводе 143-го псалма силлабо-тоническими стихами. Сборник ГИМ 3 1 3 4 — памятник сложно го процесса развития у нас силлабической книжной поэзии:, все песни (за исключени ем нескольких вписанных в сборник поз же) — силлабические, в том числе и 29 пе сен В. К. Тредиаковского из его романа «Езда в остров Любви», изданного в 1730 году. Эти любовные песенки Тредиа- ковсжого были популярны, отвечая потреб ности в новой лирике. Известно, что и А. Д. Кантемир писал в начале своего твор чества любовные песенки. После псалмов Давида в переложении Симеона Полоцкого, д у х о в н ы х п есен Д м и т р и я Р о с т о в с к о г о я д р у г и х а в т о р о в , п о с л е п а н еги р и к о в в ч есть Е л и за в е ты , н а о б о р о т е 6 1 -го л и с т а п р и в л е к а ет в н и м а н и е п есн я « С и б и р ь в о м н о ги х о з д о б а х ц р е с л о з у щ е » (о7.с1оЬа п о -п о л ь ск и « у к р а ш е н и е » ). Б р о с а ю т с я в г л а за н а п и с а н ны е к р асны м и ч ер н и л а м и н а зв а н и я с и б и р ск и х г о р о д о в . О н и -т о , в ер о я т н о , и я в л я ю т с я гл авны м у к р а ш ен и ем С и б и р и . «Первой град Тобольск сей всем тако зовуще» — сказано о первенствующей роли и известности Тобольска, основанного в конце XVI века и ставшего в начале XVIII века административным и церковным центром, который «резко отличался внеш ним обликом от других городов»3. Оттуда посылались распоряжения всем остальным постепенно возникавшим городам и местеч кам Сибири. Тобольск был в начале XVIII века самым крупным Культурным центром, а в числе сибирских митрополитов встреча лись люди, связанные с литературой (Дмит рий Ростовский, Иван Максимович, Кип-, риал). В 1723 году з Тобольске открывает ся первое в Сибири городское училище, а при архиерейском доме — две школы для обучения нерусского населения. Вторым в песне назван Енисейск, сооб щено, что он расположен на севере и явля ется центром зверобойного промысла: Енисейск же град на полунощь стояше, Во хладных местех зверей той пВДомышляше. Чувствуется, что автор знаком с сибир ской жизнью и экономикой. О Томске гово рится, что росту города способствовала торговля с Средней Азией: В Томском же граде различных там товаров, Предивных вещей много и от бухаров. С основания Томска в 1604 г. туда из Бухары везли хлопок, ткани, хлеб, сухие фрукты. Кроме того, «бухарцы» вели тор говлю китайскими товарами4. Точен автор и в сведениях-о других си бирских городах. Туруханск упомянут как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2