Сибирские огни № 07 - 1969
интенсивных очагов питания льдом приле гающих к нему обширных районов Север ного Ледовитого океана! В течение короткого северного лета юж ные части морей Карского и Лаптевых сво бодны ото льдов. Однако мореплавание и в это время сильно затруднено. Помехой ему на этот раз являются большие сгонно нагонные колебания уровня моря под воз действием сильных ветров: сначала вода быстро затопляет отмелью берега (что, ко нечно, на руку мореплавателям: облегчает ся проход судов на малых глубинах), но затем, некоторое время спустя, столь же стремительно уходит от бфегов, а это уже реальная опасность посадки судов на мель, срыва всей навигации. Особенно сильно сказываются стоны и нагоны на судоходстве по Енисейскому за ливу, в бухте Тикси, в проливах Санникова и Дмитрия Лаптева и в ряде других райо нов морей Карского и Лаптевых. Вот почему, начиная с 1941 года, пред принимаются упорные попытки составления и совершенствования прогнозов сгонно-на- гоных колебаний уровня моря для всех пе речисленных районов. В тех случаях, когда эти прогнозы оказываются удачными, они сразу приносят ощутимый экономический эффект: ведь в устья сибирских рек еже годно завозятся морем сотни тысяч тонн грузов. И при удачном предсказании дли тельного стояния высокого (нагонного) уровня воды в море крупные морские суда смело, без опасения посадки на мель, вхо дят прямо в устья рек, доплывают до реч ных пристаней; необходимость дорогостоя щей перевалки грузов на более мелкие суда отпадает. Еще одно серьезное препятствие встает на пути полярных мореходов в те месяцы короткого лета, когда этот путь не пре граждают льды: речь идет о морских тече ниях, особенно сильных в проливах, где гро мады черных скал, нависающих с обоих бе регов, стесняют поток, делают его особенно мощным, стремительным. Того и гляди ра зобьет корабль о скалы. Не удивительно поэтому, что изучение течений в проливах морей Карского и Лаптевых стало «зада чей номер один» для наших полярных океа нологов еще в первые годы Советской власти. А изучать течения в проливах очень и очень непросто. Мы ставим исследователь ский корабль на якорь в самом центре бур ного потока: он ревет и клокочет, как стру ны натягивая якорные цепи, волочит якорь по дну (а вместе с ним и наш корабль), шутя обрывает и уносит приборы, опущен ные с борта корабля в воду. А если учесть к тому же, что все это происходит не где- нибудь вблизи Кавказской Ривьеры, а в студеных северных водах, где даже летом более чем прохладно, происходит, как пра вило, при ураганном ветре, в шторм, когда работающих на палубе поминутно накрыва ет волной,— рабочая обстановка, надеюсь, становится достаточно ясной... Но все труд ности необходимо преодолеть, надо во что бы то ни стало удержать маленький ко рабль (на большом в узких проливах ра ботать нельзя) на одном месте не час и не день, а в течение полумесяца, а то и цело го месяца (в зависимости от особенностей изучаемого района) и все это время, каж дый час, производить точнейшие, почти юве лирные измерения, ибо, только имея доста точно большую серию ежечасных наблюде ний, можно, по существующим методам, по лучить представление об истинных скоро стях и направлениях течений на разных глубинах. Надо сказать, что еще летом 1920 года в проливах Карские Ворота и Югорский Шар советские военные гидрографы в не вероятно трудных условиях голода и недо статка самого элементарного оборудования на своих мелких суденышках (ботах, бар касах) успешно выполнили ряд продолжи тельных наблюдений над течениями. Эта работа, продолженная и расширенная в по следующие годы, привела к заветной цели: в результате кропотливой обработки всех накопленных данных появились карты и ат ласы течений обоих' проливов. Была полу чена возможность рассчитывать (правда, ориентировочно, но и это достижение!) те чения на нужный срок вперед на этом важ ном участке Северного морского^ пути. В 1923 году, с открытием на берегу "Маточ- кина Шара полярцой обсерватории, ее со трудники, а также базирующиеся на об серваторию гидрографические партии, при ступили к выполнению длительных наблю дений над течениями в Маточкином Шаре, завершившихся изданием навигационных пособий по течениям и для этого пролива. В последующее время большое число на блюдений над течениями было выполнено в проливе Вилькицкого, в Обь-Енисейском прибрежном районе, в бухте Диксона, в районе архипелага Норденшельда. После Великой Отечественной войны интенсивность исследований арктических морей и Центрального Полярного бассейна резко возросла. Особенно надо отметить проведенную в 1948 году Вторую воздуш ную океанографическую экспедицию, кото рой удалось в результате многочисленных посадок на лед, бурений многометровой толщи льда и промеров глубин подо льдом тщательно исследовать на обширном про странстве рельеф дна Центрального Поляр ного бассейна. Героические усилия коллектива экспе диции были вознаграждены крупнейшим географическим открытием 40-х годов: на карте рельефа дна, созданной по материа лам экспедиции, ясно выступила мощная цепь гор, пересекающая весь Северный Ле довитый океан от Новосибирских островов до Земли Элсмира (канадская Арктика). Со ветские ученые назвали эту подводную гор ную цепь хребтом Ломоносова. Последую щие годы позволили установить, что хребет Ломоносова существенно влияет на рас пределение вод Центрального Полярного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2