Сибирские огни № 07 - 1969

интенсивных очагов питания льдом приле­ гающих к нему обширных районов Север­ ного Ледовитого океана! В течение короткого северного лета юж­ ные части морей Карского и Лаптевых сво­ бодны ото льдов. Однако мореплавание и в это время сильно затруднено. Помехой ему на этот раз являются большие сгонно­ нагонные колебания уровня моря под воз­ действием сильных ветров: сначала вода быстро затопляет отмелью берега (что, ко­ нечно, на руку мореплавателям: облегчает­ ся проход судов на малых глубинах), но затем, некоторое время спустя, столь же стремительно уходит от бфегов, а это уже реальная опасность посадки судов на мель, срыва всей навигации. Особенно сильно сказываются стоны и нагоны на судоходстве по Енисейскому за­ ливу, в бухте Тикси, в проливах Санникова и Дмитрия Лаптева и в ряде других райо­ нов морей Карского и Лаптевых. Вот почему, начиная с 1941 года, пред­ принимаются упорные попытки составления и совершенствования прогнозов сгонно-на- гоных колебаний уровня моря для всех пе­ речисленных районов. В тех случаях, когда эти прогнозы оказываются удачными, они сразу приносят ощутимый экономический эффект: ведь в устья сибирских рек еже­ годно завозятся морем сотни тысяч тонн грузов. И при удачном предсказании дли­ тельного стояния высокого (нагонного) уровня воды в море крупные морские суда смело, без опасения посадки на мель, вхо­ дят прямо в устья рек, доплывают до реч­ ных пристаней; необходимость дорогостоя­ щей перевалки грузов на более мелкие суда отпадает. Еще одно серьезное препятствие встает на пути полярных мореходов в те месяцы короткого лета, когда этот путь не пре­ граждают льды: речь идет о морских тече­ ниях, особенно сильных в проливах, где гро­ мады черных скал, нависающих с обоих бе­ регов, стесняют поток, делают его особенно мощным, стремительным. Того и гляди ра­ зобьет корабль о скалы. Не удивительно поэтому, что изучение течений в проливах морей Карского и Лаптевых стало «зада­ чей номер один» для наших полярных океа­ нологов еще в первые годы Советской власти. А изучать течения в проливах очень и очень непросто. Мы ставим исследователь­ ский корабль на якорь в самом центре бур­ ного потока: он ревет и клокочет, как стру­ ны натягивая якорные цепи, волочит якорь по дну (а вместе с ним и наш корабль), шутя обрывает и уносит приборы, опущен­ ные с борта корабля в воду. А если учесть к тому же, что все это происходит не где- нибудь вблизи Кавказской Ривьеры, а в студеных северных водах, где даже летом более чем прохладно, происходит, как пра­ вило, при ураганном ветре, в шторм, когда работающих на палубе поминутно накрыва­ ет волной,— рабочая обстановка, надеюсь, становится достаточно ясной... Но все труд­ ности необходимо преодолеть, надо во что бы то ни стало удержать маленький ко­ рабль (на большом в узких проливах ра­ ботать нельзя) на одном месте не час и не день, а в течение полумесяца, а то и цело­ го месяца (в зависимости от особенностей изучаемого района) и все это время, каж­ дый час, производить точнейшие, почти юве­ лирные измерения, ибо, только имея доста­ точно большую серию ежечасных наблюде­ ний, можно, по существующим методам, по­ лучить представление об истинных скоро­ стях и направлениях течений на разных глубинах. Надо сказать, что еще летом 1920 года в проливах Карские Ворота и Югорский Шар советские военные гидрографы в не­ вероятно трудных условиях голода и недо­ статка самого элементарного оборудования на своих мелких суденышках (ботах, бар­ касах) успешно выполнили ряд продолжи­ тельных наблюдений над течениями. Эта работа, продолженная и расширенная в по­ следующие годы, привела к заветной цели: в результате кропотливой обработки всех накопленных данных появились карты и ат­ ласы течений обоих' проливов. Была полу­ чена возможность рассчитывать (правда, ориентировочно, но и это достижение!) те­ чения на нужный срок вперед на этом важ­ ном участке Северного морского^ пути. В 1923 году, с открытием на берегу "Маточ- кина Шара полярцой обсерватории, ее со­ трудники, а также базирующиеся на об­ серваторию гидрографические партии, при­ ступили к выполнению длительных наблю­ дений над течениями в Маточкином Шаре, завершившихся изданием навигационных пособий по течениям и для этого пролива. В последующее время большое число на­ блюдений над течениями было выполнено в проливе Вилькицкого, в Обь-Енисейском прибрежном районе, в бухте Диксона, в районе архипелага Норденшельда. После Великой Отечественной войны интенсивность исследований арктических морей и Центрального Полярного бассейна резко возросла. Особенно надо отметить проведенную в 1948 году Вторую воздуш­ ную океанографическую экспедицию, кото­ рой удалось в результате многочисленных посадок на лед, бурений многометровой толщи льда и промеров глубин подо льдом тщательно исследовать на обширном про­ странстве рельеф дна Центрального Поляр­ ного бассейна. Героические усилия коллектива экспе­ диции были вознаграждены крупнейшим географическим открытием 40-х годов: на карте рельефа дна, созданной по материа­ лам экспедиции, ясно выступила мощная цепь гор, пересекающая весь Северный Ле­ довитый океан от Новосибирских островов до Земли Элсмира (канадская Арктика). Со­ ветские ученые назвали эту подводную гор­ ную цепь хребтом Ломоносова. Последую­ щие годы позволили установить, что хребет Ломоносова существенно влияет на рас­ пределение вод Центрального Полярного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2