Сибирские огни № 07 - 1969

ректором Арктического института академи­ ком О. Ю. Шмидтом. Б мае 1937 года им удалось осущест­ вить свой дерзновенный замысел: тяжелые самолеты полярной авиации (знаменитые в то время АНТы) высадили на лед в райо­ не Северного полюса персонал советской дрейфующей станции «Северный полюс» — начальника станции И. Д. Папанина, гид­ ролога и гидробиолога П. П. Ширшова, ме­ теоролога и магнитолога Е. К Федорова и радиста Э. Т. Кренкеля. Начался легендар­ ный дрейф «Папанинской льдины», закон­ чившийся в январе 1938 года в Гренланд­ ском море; здесь четверо отважных иссле­ дователей во мраке полярной ночи, при свете прожекторов срочно подошедших ту­ да советских кораблей, были сняты с уже совсем маленького обломка льдины. Дрейф станции «Северный полюс-1» (как позднее ее стали называть) дал богатей­ ший материал для выяснения многих сто­ рон природы Центрального Полярного бас­ сейна, позволил по-иному подойти к оценке его роли в жизни прилегающих к нему пространств вод и суши и, в частности, бук­ вально открыл глаза на ряд моментов в ле­ довом режиме морей Карского и Лаптевых,, до того казавшихся совершенно необъясни­ мыми (неожиданные усиления или ослаб­ ления льда в них, несоответствия направ­ ления движения льдов направлению господ­ ствующих ветров и тому подобное). В апреле 1941 года свершилось еще одно важное событие в истории освоения Цент­ рального Полярного бассейна, не привлек­ шее к себе достаточного внимания вслед­ ствие разразившейся вскоре после этого Ве­ ликой Отечественной войны. Самолет Н-169, пилотируемый летчиком И. И. Черевичным, трижды перелетал с острова Врангеля на лед Центрального Полярного бассейна к северу от этого острова (в район так назы­ ваемого Полюса относительной недоступно­ сти) и переправил группу научных работ­ ников под руководством Я. С. Либина. Про­ водившиеся этой группой исследования тол­ щи воды подо льдом явились преддверием целой серии воздушных океанографических экспедиций «Север», которые стали ежегод­ но осуществляться после войны. Среди важ­ ных результатов экспедиции Либина необ­ ходимо отметить развенчание созданной американскими исследователями легенды о том, будто глубины океана в этом районе превышают' 5 километров (в действительно­ сти они оказались вдвое меньшими). В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь и, в частности, его участок, пролегающий через моря Карское и Лаптевых, сыграл .огромную роль в до­ ставке грузов наших союзников: с запа­ д а— из Англии и е востока — из США. Жаркими были летние навигации в Арк­ тике в военные годы. В Баренцевом и Кар­ ском морях, в поисках наших транспортов и ледоколов, рыскали фашистские подвод­ ные лодки Гитлеровцы минировали проли­ вы, соединяющие эти моря. Подлинно бое­ вого накала была полна работа судов ледо­ вого патруля, все время курсировавших вдоль кромки льдов. Во время одного из таких патрулирований летом 1943 года фа­ шистская подводная лодка затопила к се­ веру от Новой Земли океанографическое судно «Академик Шокальский». Попирая нормы международного права, гитлеровцы расстреливали из пулеметов команду и экс­ педиционный состав безоружного судна, хладнокровно выжидая, когда тонувшие люди выкарабкивались на льдины. В небе Арктики в те годы почти непре­ рывно находились самолеты нашей ледо­ вой разведки. У капитанов судов, идущих Северным морским путем, вошло в привыч­ ку постоянно иметь у себя на штурманском столике свежую карту ледовой обстановки по курсу судна, принятую по радио с само­ лета— ледового разведчика. И не раз за эту драгоценную карту расплачивались кровью пилоты и наблюдатели. Тем не менее, невзирая на потери, ин­ тенсивность авиационной ледовой разведки в Арктике из года в год нарастала. Если в 1941 году на нее было затрачено 1800 летных часов, то в 1942 — уже 2800, а в по­ следующие годы и того больше. Не мудре­ но, что за эти военные годы удалось сте­ реть с карты Северного Ледовитого океана огромную площадь «белых пятен» — около 600 тысяч квадратных километров. Военный 1944 год ознаменовался тем, что в дополнение к ледовой разведке, прово­ дившейся визуально, стала практиковаться аэрофотосъемка льдов (в нашей стране — впервые в мире): летит самолет по марш­ руту и сразу получает целую серию план­ шетов с фотографиями всего того, что де­ лается внизу; обрабатывая их, мы «как на ладони» видим многие, столь важные для наших прогностических выводов, детали ле­ довой обстановки. Военная страда была использована со­ ветскими океанологами и для обработки обширных ледовых наблюдений, накоплен­ ных еще в предвоенные годы, что в ряде случаев привело к очень важным выводам. Например, Д. Б. Карелин к 1945 году тща­ тельно проанализировал параллельные на­ блюдения над состоянием льдов и гидроме­ теорологическими элементами (температу­ рой воды, воздуха, давлением атмосферы, ветром и другими факторами), накопившие­ ся на-зимовках, полярных станциях и в су­ довых экспедициях в море Лаптевых за предшествующие десятилетия. В результате было установлено, что, благодаря большому объему речного стока и сильной распрес- ненности вод, море Лаптевых занимает пер­ вое место среди арктических морей по мощ­ ности ледяного покрова к концу зимы. Бо­ лее того: за зиму в море Лаптевых образу­ ется гораздо больше льда,, чем могло бы образоваться в замкнутом море. Куда же он девается? Разумеется, выносится на се­ вер — в Центральный Полярный бассейн. Так было установлено, что этот северный фланг Сибири является одним из наиболее К »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2