Сибирские огни № 07 - 1969
ректором Арктического института академи ком О. Ю. Шмидтом. Б мае 1937 года им удалось осущест вить свой дерзновенный замысел: тяжелые самолеты полярной авиации (знаменитые в то время АНТы) высадили на лед в райо не Северного полюса персонал советской дрейфующей станции «Северный полюс» — начальника станции И. Д. Папанина, гид ролога и гидробиолога П. П. Ширшова, ме теоролога и магнитолога Е. К Федорова и радиста Э. Т. Кренкеля. Начался легендар ный дрейф «Папанинской льдины», закон чившийся в январе 1938 года в Гренланд ском море; здесь четверо отважных иссле дователей во мраке полярной ночи, при свете прожекторов срочно подошедших ту да советских кораблей, были сняты с уже совсем маленького обломка льдины. Дрейф станции «Северный полюс-1» (как позднее ее стали называть) дал богатей ший материал для выяснения многих сто рон природы Центрального Полярного бас сейна, позволил по-иному подойти к оценке его роли в жизни прилегающих к нему пространств вод и суши и, в частности, бук вально открыл глаза на ряд моментов в ле довом режиме морей Карского и Лаптевых,, до того казавшихся совершенно необъясни мыми (неожиданные усиления или ослаб ления льда в них, несоответствия направ ления движения льдов направлению господ ствующих ветров и тому подобное). В апреле 1941 года свершилось еще одно важное событие в истории освоения Цент рального Полярного бассейна, не привлек шее к себе достаточного внимания вслед ствие разразившейся вскоре после этого Ве ликой Отечественной войны. Самолет Н-169, пилотируемый летчиком И. И. Черевичным, трижды перелетал с острова Врангеля на лед Центрального Полярного бассейна к северу от этого острова (в район так назы ваемого Полюса относительной недоступно сти) и переправил группу научных работ ников под руководством Я. С. Либина. Про водившиеся этой группой исследования тол щи воды подо льдом явились преддверием целой серии воздушных океанографических экспедиций «Север», которые стали ежегод но осуществляться после войны. Среди важ ных результатов экспедиции Либина необ ходимо отметить развенчание созданной американскими исследователями легенды о том, будто глубины океана в этом районе превышают' 5 километров (в действительно сти они оказались вдвое меньшими). В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь и, в частности, его участок, пролегающий через моря Карское и Лаптевых, сыграл .огромную роль в до ставке грузов наших союзников: с запа д а— из Англии и е востока — из США. Жаркими были летние навигации в Арк тике в военные годы. В Баренцевом и Кар ском морях, в поисках наших транспортов и ледоколов, рыскали фашистские подвод ные лодки Гитлеровцы минировали проли вы, соединяющие эти моря. Подлинно бое вого накала была полна работа судов ледо вого патруля, все время курсировавших вдоль кромки льдов. Во время одного из таких патрулирований летом 1943 года фа шистская подводная лодка затопила к се веру от Новой Земли океанографическое судно «Академик Шокальский». Попирая нормы международного права, гитлеровцы расстреливали из пулеметов команду и экс педиционный состав безоружного судна, хладнокровно выжидая, когда тонувшие люди выкарабкивались на льдины. В небе Арктики в те годы почти непре рывно находились самолеты нашей ледо вой разведки. У капитанов судов, идущих Северным морским путем, вошло в привыч ку постоянно иметь у себя на штурманском столике свежую карту ледовой обстановки по курсу судна, принятую по радио с само лета— ледового разведчика. И не раз за эту драгоценную карту расплачивались кровью пилоты и наблюдатели. Тем не менее, невзирая на потери, ин тенсивность авиационной ледовой разведки в Арктике из года в год нарастала. Если в 1941 году на нее было затрачено 1800 летных часов, то в 1942 — уже 2800, а в по следующие годы и того больше. Не мудре но, что за эти военные годы удалось сте реть с карты Северного Ледовитого океана огромную площадь «белых пятен» — около 600 тысяч квадратных километров. Военный 1944 год ознаменовался тем, что в дополнение к ледовой разведке, прово дившейся визуально, стала практиковаться аэрофотосъемка льдов (в нашей стране — впервые в мире): летит самолет по марш руту и сразу получает целую серию план шетов с фотографиями всего того, что де лается внизу; обрабатывая их, мы «как на ладони» видим многие, столь важные для наших прогностических выводов, детали ле довой обстановки. Военная страда была использована со ветскими океанологами и для обработки обширных ледовых наблюдений, накоплен ных еще в предвоенные годы, что в ряде случаев привело к очень важным выводам. Например, Д. Б. Карелин к 1945 году тща тельно проанализировал параллельные на блюдения над состоянием льдов и гидроме теорологическими элементами (температу рой воды, воздуха, давлением атмосферы, ветром и другими факторами), накопившие ся на-зимовках, полярных станциях и в су довых экспедициях в море Лаптевых за предшествующие десятилетия. В результате было установлено, что, благодаря большому объему речного стока и сильной распрес- ненности вод, море Лаптевых занимает пер вое место среди арктических морей по мощ ности ледяного покрова к концу зимы. Бо лее того: за зиму в море Лаптевых образу ется гораздо больше льда,, чем могло бы образоваться в замкнутом море. Куда же он девается? Разумеется, выносится на се вер — в Центральный Полярный бассейн. Так было установлено, что этот северный фланг Сибири является одним из наиболее К »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2