Сибирские огни № 07 - 1969

'Николая Николаевича... легковой автома­ шиной. Однако в 30-х годах считать работу по составлению ледовых прогнозов для аркти­ ческих морей достаточно налаженной осно­ ваний было еще мало. В 1935 году Зубов, например, сам признавал, что в деле ледо­ вых прогнозов «мы идем ощупью, и в на­ ших прогнозах еще слишком много интуи­ ции». «Наши предсказания еще далеко не удовлетворяют оперативных запросов»,— вторил Зубову в 1937 году §го друг в жиз­ ни и противник по «школе прогнозов» Визе. Показательны следующие цифры: если по Баренцеву морю, где природные условия сравнительно просты, общая оправдывае- мость ледовых прогнозов (как по методике Визе, так и по методике Зубова) составля­ ла в 1940 году 97 процентов (то есть из каждых ста прогнозов ошибочными оказы­ вались только три), то по Восточно-Си­ бирскому морю она уже понижалась до 81, по морю Лаптевых до 76, а по Карскому морю — даже до 67 процентов. В чем же дело? А в том, что прогнозы тех лет опирались еще на очень поверхност­ ные, неполные сведения о льдах в арктиче­ ских морях и о природных условиях, опре­ деляющих количество льдов, закономерно­ сти формирования ледовых условий не про­ ступали достаточно четко. И чем сложнее оказывалась природная обстановка в море, тем меньше было удачи в прогнозах. Выход из положения мог быть только един: наблюдать, наблюдать и еще раз на­ блюдать. Всем ясно, что проще всего наблюдать лед с берега, вот почему быстрее всего по­ шло строительство береговых гидрометео­ рологических станций и ледовых постов на побережье арктических морей: от несколь­ ких станций, имевшихся в дореволюционное время,— к 96 станциям к началу Вто­ рого международного полярного года (1932—1933 годы)— таков, по существу, десятикратный рост научной наблюдатель­ ской сети в этом районе нашей планеты. В составе этой сети — самая северная в ми­ ре полярная станция — на о. Рудольфа (Земля Франца-Иосифа). Однако только по наблюдениям с бере­ га составить правильное представление о динамике льдов на огромных пространст­ вах морей, разумеется, никак нельзя. Боль­ шую роль в изучении ледовой обстановки и тесно связанных с ней гидрологических ус­ ловий в море играют судовые научные экс­ педиции. Отметим лишь наиболее важные из них в морях Карском и Лаптевых в пер­ вые десятилетия Советской власти: в 1925 году работала отважная экспедиция на парусно-моторном боте «Эльдинг», впер­ вые обошедшая вокруг Новой Земли; в 1929—1930 годах экспедиции на «Г. Седо­ ве», «Малыгине», «Ломоносове» исследова­ ли северную и восточную части Карского моря, а в 1936—1937 годах экспедиция на исследовательском судне «Нерпа» впервые провела планомерную гидрологическую съемку практически всего пространства это­ го моря. Для изучения моря Лаптевых много да­ ли наблюдения во время дрейфов в нем в 30-х годах ледоколов и ледокольных паро­ ходов «Ленин», «Г. Седов», «Садко», «Ма­ лыгин», «Челюскин». Кстати, Челюскинская эпопея наглядно показывает, что далеко не всегда морские научные экспедиции в арк­ тических морях проходили благополучно. С 1938 года в арктических морях стали практиковаться ежегодные плавания судов так называемого ледового патруля, следя­ щего за перемещением кромки льда, пере­ дающего сведения об ее положении на транспортные суда, а попутно и осущест­ вляющего гидрологические станции. В мо­ рях Карском и Лаптевых суда ледового патруля поработали особенно много. Пока­ зательно, что если до Октябрьской револю­ ции в Карском море было осуществлено в общей сложности 160 гидрологических стан­ ций, то в период с 1917 года по 1932 — уже 674, а с 1933 по 1944 год — 3433 ■станции. До начала Великой Отечественной вой­ ны экспедиции Арктического института по­ крыли океанографическими съемками более миллиона квадратных километров площади арктических морей. При этом одних инст­ рументальных определений скорости и на­ правления морских течений было сделано около 108 тысяч. Советский Союз начал уверенно «зада­ вать тон» в развитии методики ледовых на­ блюдений на морях. Важным компонентом этой методики стала авиация. Еще летом 1924 года летчик Б. Г. ЧухнОвский пролетел по маршруту судов очередной Карской экс­ педиции/ сообщив в штаб экспедиции све­ дения о встреченных им льдах. Через два года советские пилоты (М. С. Бабушкин и его товарищи) освоили посадку на лед и взлет с него. Тем самым и было положено начало ледовой авиационной разведке — новшеству, за рубежом в то время совер­ шенно еще неизвестному. Во второй половине 30-х годов, в свя­ зи с общим развитием советской авиации, завоевала прочные позиции и наша поляр­ ная авиация. Время, отводимое на авиаци­ онную ледовую разведку в арктических мо­ рях, сразу резко возросло. Так, если в 1933 году было затрачено 200 летных ча­ сов, то начиная с 1938 года — свыше 1000 часов ежегодно. Но арктические моря — всего лишь за­ ливы Северного Ледовитого океана, его об­ ширного Центрального Полярного бассейна. Вот почему все время происходит то по­ полнение льдов арктических морей за счет приноса из Центрального бассейна, то, на­ оборот, сброс излишков льда из арктических морей в этот бассейн. Надлежало срочно браться за его изучение, иначе не понять было до конца того, что происходит в арк­ тических морях. Эта мысль с середины 30-х годов буквально не давала покоя груп­ пе советских исследователей во главе с ди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2