Сибирские огни № 07 - 1969
'Николая Николаевича... легковой автома шиной. Однако в 30-х годах считать работу по составлению ледовых прогнозов для аркти ческих морей достаточно налаженной осно ваний было еще мало. В 1935 году Зубов, например, сам признавал, что в деле ледо вых прогнозов «мы идем ощупью, и в на ших прогнозах еще слишком много интуи ции». «Наши предсказания еще далеко не удовлетворяют оперативных запросов»,— вторил Зубову в 1937 году §го друг в жиз ни и противник по «школе прогнозов» Визе. Показательны следующие цифры: если по Баренцеву морю, где природные условия сравнительно просты, общая оправдывае- мость ледовых прогнозов (как по методике Визе, так и по методике Зубова) составля ла в 1940 году 97 процентов (то есть из каждых ста прогнозов ошибочными оказы вались только три), то по Восточно-Си бирскому морю она уже понижалась до 81, по морю Лаптевых до 76, а по Карскому морю — даже до 67 процентов. В чем же дело? А в том, что прогнозы тех лет опирались еще на очень поверхност ные, неполные сведения о льдах в арктиче ских морях и о природных условиях, опре деляющих количество льдов, закономерно сти формирования ледовых условий не про ступали достаточно четко. И чем сложнее оказывалась природная обстановка в море, тем меньше было удачи в прогнозах. Выход из положения мог быть только един: наблюдать, наблюдать и еще раз на блюдать. Всем ясно, что проще всего наблюдать лед с берега, вот почему быстрее всего по шло строительство береговых гидрометео рологических станций и ледовых постов на побережье арктических морей: от несколь ких станций, имевшихся в дореволюционное время,— к 96 станциям к началу Вто рого международного полярного года (1932—1933 годы)— таков, по существу, десятикратный рост научной наблюдатель ской сети в этом районе нашей планеты. В составе этой сети — самая северная в ми ре полярная станция — на о. Рудольфа (Земля Франца-Иосифа). Однако только по наблюдениям с бере га составить правильное представление о динамике льдов на огромных пространст вах морей, разумеется, никак нельзя. Боль шую роль в изучении ледовой обстановки и тесно связанных с ней гидрологических ус ловий в море играют судовые научные экс педиции. Отметим лишь наиболее важные из них в морях Карском и Лаптевых в пер вые десятилетия Советской власти: в 1925 году работала отважная экспедиция на парусно-моторном боте «Эльдинг», впер вые обошедшая вокруг Новой Земли; в 1929—1930 годах экспедиции на «Г. Седо ве», «Малыгине», «Ломоносове» исследова ли северную и восточную части Карского моря, а в 1936—1937 годах экспедиция на исследовательском судне «Нерпа» впервые провела планомерную гидрологическую съемку практически всего пространства это го моря. Для изучения моря Лаптевых много да ли наблюдения во время дрейфов в нем в 30-х годах ледоколов и ледокольных паро ходов «Ленин», «Г. Седов», «Садко», «Ма лыгин», «Челюскин». Кстати, Челюскинская эпопея наглядно показывает, что далеко не всегда морские научные экспедиции в арк тических морях проходили благополучно. С 1938 года в арктических морях стали практиковаться ежегодные плавания судов так называемого ледового патруля, следя щего за перемещением кромки льда, пере дающего сведения об ее положении на транспортные суда, а попутно и осущест вляющего гидрологические станции. В мо рях Карском и Лаптевых суда ледового патруля поработали особенно много. Пока зательно, что если до Октябрьской револю ции в Карском море было осуществлено в общей сложности 160 гидрологических стан ций, то в период с 1917 года по 1932 — уже 674, а с 1933 по 1944 год — 3433 ■станции. До начала Великой Отечественной вой ны экспедиции Арктического института по крыли океанографическими съемками более миллиона квадратных километров площади арктических морей. При этом одних инст рументальных определений скорости и на правления морских течений было сделано около 108 тысяч. Советский Союз начал уверенно «зада вать тон» в развитии методики ледовых на блюдений на морях. Важным компонентом этой методики стала авиация. Еще летом 1924 года летчик Б. Г. ЧухнОвский пролетел по маршруту судов очередной Карской экс педиции/ сообщив в штаб экспедиции све дения о встреченных им льдах. Через два года советские пилоты (М. С. Бабушкин и его товарищи) освоили посадку на лед и взлет с него. Тем самым и было положено начало ледовой авиационной разведке — новшеству, за рубежом в то время совер шенно еще неизвестному. Во второй половине 30-х годов, в свя зи с общим развитием советской авиации, завоевала прочные позиции и наша поляр ная авиация. Время, отводимое на авиаци онную ледовую разведку в арктических мо рях, сразу резко возросло. Так, если в 1933 году было затрачено 200 летных ча сов, то начиная с 1938 года — свыше 1000 часов ежегодно. Но арктические моря — всего лишь за ливы Северного Ледовитого океана, его об ширного Центрального Полярного бассейна. Вот почему все время происходит то по полнение льдов арктических морей за счет приноса из Центрального бассейна, то, на оборот, сброс излишков льда из арктических морей в этот бассейн. Надлежало срочно браться за его изучение, иначе не понять было до конца того, что происходит в арк тических морях. Эта мысль с середины 30-х годов буквально не давала покоя груп пе советских исследователей во главе с ди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2