Сибирские огни № 07 - 1969

из Атлантического океана в Тихий и обрат­ но через арктические ледовитые моря. Введение в эксплуатацию Северного морского пути создало исключительно бла­ гоприятные условия для экономического ос­ воения неисчерпаемых природных богатств севера Сибири. Годы первых пятилеток. На севере Си­ бири, в низовьях Оби, Енисея, Лены — этих «подъездных путей» морских арктических трасс — обрели «второе дыхание» старые и возникли новые порты: Салехард, Игарка, Дудинка, порт Диксон, Нордвик, Тикси. Си­ бирь вступила в период подлинного расцве­ та своих морских сообщений. Северный морской путь стал рассматриваться как мощный фактор экономического развития тяготеющей к нему обширной территории. К середине 30-х годов, по состоянию иссле­ дованности и оборудования, Обь-Иртыш- ский и Енисейский бассейны уже имели 28 тысяч километров судоходных и почти столько же сплавных путей. Теперь любое количество разнообразных грузов из самых отдаленных районов Сибири могло быть вывезено по Оби, Енисею и Лене в устья этих рек, а оттуда — по Северному морско­ му пути — на мировые торговые рынки. Создание методов прогнозирования ле­ довой обстановки для арктических морей, в особениости для самых важных из них в народнохозяйственном отношении — морей Карского и Лаптевых — является одной из самых ярких страниц развития советской океанологии. Природные условия моря Лаптевых, а тем более Карского моря, прямо скажем, не балуют мореплавателей. Круглый год здесь дуют сильные ветры, отчего в центральных районах морей то и дело происходят под­ вижки льдов, а в их южных водах белеют бескрайние просторы тяжелого припая — льда, примерзшего, как бы припаянного, к мелководью. Основателем одной из двух научных школ в области ледовых прогнозов у нас в стране (да и во всем мире, так как мы шли в этом отношении впереди всех) явил­ ся выдающийся метеоролог-синоптик Борис Помпеевич Мультановский. Тот самый Мультановский, что снискал себе широкую известность выяснением во всех деталях метеорологической обстановки, на фоне ко­ торой разыгрывались драматические собы­ тия «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, про­ ходили плавания Колумба и другие важ­ нейшие акты человеческой истории. В основу метода своих прогнозов Муль­ тановский положил отыскание связей ледо­ вой обстановки в море с метеорологически­ ми процессами над морем, эту обстановку определяющими. Честь дальнейшего разви­ тия метода Мультановского принадлежит его ученику Владимиру Юльевичу Визе, ко­ торый в 1912 году сопровождал Георгия Се­ дова в его героической попытке прорвать­ ся на «Св. Фоке» к Северному полюсу. Вла­ димир Юльевич в 20—30-х годах составил ряд прогнозов общей ледовитости и поло­ жения кромки льда в арктических морях.. Любопытно отметить, что принципы мето­ дики ледовых прогнозов Визе были сразу же заимствованы американской ледовой- службой, которая на их основе стала, на­ чиная с 1926 года, составлять прогнозы об­ щего количества айсбергов и положения их кромки к югу от острова Ньюфаундленд (Северная Атлантика). Практическую важ­ ность этого дела легко понять, если учесть, что тут пролегает самый опасный участок наиболее оживленной судоходной трассы мира «Европа — Северная Америка»: от столкновения с айсбергами в тумане на этом участке нашли себе могилу многие де­ сятки судов, в том числе гигантский лай­ нер «Титаник», затонувший в 1912 году. Но не только состояние атмосферы надо льдом (температура воздуха, скорость вет­ ра и другие факторы) определяет само на­ личие и состояние льда в море: ученым уже давно стало ясно, что ключ к ледовой об­ становке надо искать и в состоянии толщи морской воды подо льдом (в е’е температу­ ре, скорости движения и т. д.). И еще нет однозначного мнения, что влияет в боль­ шей степени — обстановка сверху или об­ становка снизу... Та часть океанологов, ко­ торая считает, что «пересиливает верх», пошла за Мультановским и Визе, образо­ вав их школу. А приверженцы мнения, что «пересиливает низ», образовали вторую- школу ледовой прогностики. Ее основателем был уже упоминавшийся нами Э. Ф. Лес- гафт. Еще в 1913 году он утверждал, что в северной части Карского моря (а в Барен­ цевом море и подавно) состояние льдов в навигационный (летний) период целиком зависит от теплового состояния в предшест­ вующую зиму заходящей в эти моря ветви Северо-Атлантического течения. А раз так, то, подсчитав каким-то образом тепло, вносимое в Атлантику Гольфстримом, а затем и его продолжением — Северо-Атлан­ тическим течением, можно предсказы­ вать ледовую обстановку в арктических морях. Советский ученый Николай Николаевич Зубов, развивая эти идеи Лесгафта, попы­ тался нащупать количественный критерий поступления тепла с атлантическими вода­ ми в арктические моря. Свои оригинальные выводы Зубов строил на учете того факта, что теплые атлантические воды всегда «пе­ рехватывались» в одном и том же месте — когда они пересекали Кольский меридиан, и Зубов стал сравнивать количество тепла этих вод с последующим количеством льда в арктических морях. Связи, к великому удовольствию Зубова и всех нас, его учени­ ков, в большинстве случаев оказывались очень четкими. Мне вспоминается такой эпизод: после одного из оправдавшихся прогнозов Народный комиссар земледелия М. А. Чернов (в его ведении тогда находи­ лась и гидрометеослужба с ее подразделе­ ниями по прогнозированию льдов) настоль­ ко был восхищен предвидением ученого, что тут же, что называется «с ходу», наградил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2