Сибирские огни № 07 - 1969

народе могут позавидовать самые прослав­ ленные звезды советского искусства. Когда отмечалось семидесятилетие со дня рождения Маланина и пятидесятилетие его творческой деятельности, к нему на праздник приехали его старые военные друзья— лауреат государственных премий, народный артист СССР А. Ф. Борисов и лауреат государственной премии, заслужен­ ный артист -РСФСР К. И. Адашевский. Казимир Лисовский В этот торжественный вечер вместе со сво­ им другом И. И. Маланиным они выступи­ ли с фрагментами знаменитой радиопере­ дачи «Огонь по врагу». Юбилейный вечер И. И. Маланина, на котором присутствовали представители об­ щественных организаций, многих творческих коллективов, музыкальных учебных заве­ дений, стал большим праздником сибирско­ го искусства. ОДНА, НО ПЛАМЕННАЯ СТРАСТЬ Есть разные страсти — высокие и низменные, благородные и мелочные, светлые и темные. Но к одной из самых высоких и благородных страстей следует отнести, как мне кажется, страсть к книгам, к собиранию их. Не случайно А. С. Пушкин за не­ сколько минут до кончины, окинув уже тускнеющим взглядом полки, своей библиотеки, чуть слышно прошептал: «Прощайте, друзья!» Не случайно в домашней полушутливой «анкете» Карл Маркс на вопрос: «Ваше любимое занятие?» — ответил: «Рыться в книгах». Когда я беру в руки книгу, мне вспоминается мой давний друг, красноярец Иван Маркелович Кузнецов. Я познакомился с ним еще до войны. Мальчишкой,-учеником 19-й средней школы г. Красноярска, мне посчастливилось впервые перешагнуть порог двухэтажного старого деревянного дома на улице Робеспьера. Теперь его уже нет, а на том месте стоит большое каменное здание. Перешагнул — и замер от восторга. Словно попал в какой-то храм. Храм книги. Со всех сторон смотрели на меня высокие, от полу до потолка, застекленные книжные шкафы. Боже мой, чего тут только не было! Как зачарованный, я благоговейно раз­ глядывал кожаные корешки томов. Жадно перелистывал я чуть пожелтевшие от времени, напечатанные на слоновой бумаге или. бумаге «верже», страницы роскошных фолиантов «Аполлона», «Золотого руна»,— совсем незнакомые мне страницы дореволюционных журналов. А рядом полные комплекты старой «Нивы» за все годы ее издания, «Солнца России», «Искр», «Пробуждения», «Сатирикона»... Дрожа от вполне понятного волнения, я брал в руки прижизненные издания Пушкина (не говоря уже о последующих, их было более двадцати!) и других великих литературных отцов наших. А около меня, улыбаясь своей обычной добродушно-теплой улыбкой, стоял хо­ зяин этих несметных богатств — высокий, белокурый, плечистый человек, поблескива­ ющий стеклами очков — Иван Маркелович Кузнецов. Не помню сейчас уже точно, сколько тысяч томов было тогда в библиотеке Ива­ на Маркеловича: может, двадцать тысяч, может — больше. Но зато точно, с предель­ ной ясностью помню многие уникальные издания Брокгауза и Ефрона, Девриена, Сы­ тина, Вольфа, Сабашникова, Павленкова, Маркса (книгоиздателя). Да, дело тут было не в' количестве, хотя и количественно эта библиотека поражала воображение. Дело было в любовно подобранном редчайшем собрании всех русских классиков,^причем в разных изданиях, и классиков мировой литературы: греческой, итальянской, англий­ ской, французской, немецкой и т. д. А поэзия?! Впервые в жизни (потом, много лет спустя, только у московского критика А. Тарасенкова, ныне покойного, встретилось мне подобное) я увидел такие россыпи поэтических редкостей. Знаменитая «Пощечина общественному вкусу» в об­ ложке из мешковины, экземпляры «Гостиницы для путешествующих в прекрасном», прижизненные издания Блока, Брюсова, Бальмонта, Сологуба, Ахматовой, Северяни­ на. Почти весь Николай Гумилев и его довольно многочисленное племя акмеистов: Кузьмин, Нарбут, Зенкевич, Георгий Иванов, Мандельштам, Всеволод Рождественский. Тут можно было найти и эпигонов футуристов, символистов, имажинистов — Крученых, Зоргенфрея, Шершеневича, даже совершенно неизвестных мне авторов, выпустивших по одной книжке и безвозвратно канувших в Лету.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2