Сибирские огни № 07 - 1969

играл произведения крупной формы и му­ зыкальные миниатюры, в великолепной своей обработке сибирские и русские на­ родные песни. Своеобразная манера звуко- извлечения, яркий артистический темпера­ мент, виртуозная техника с тонкой непод­ ражаемой нюансировкой — все это произво­ дило неизгладимое впечатление. В этом же концерте Маланин пел под свой аккомпанемент песни многих советских композиторов, обнаружив еще одну сторо­ ну своего дарования. Он по-своему, «по. маланински», исполнил популярную «Песню о Родине» Дунаевского, его же «Каховку»; «Прощальная комсомольская» Покрасса звучала, как взволнованный рассказ; дар комедийного актера Маланин раскрыл в исполняемых с неподдельным юмором «Пес­ не о дьяке» Корчмарева, в шуточной укра­ инской народной песне «Явтуше», в дере­ венской зарисовке «Приятное соседство» и многих других песнях. Когда закончился этот памятный для нас всех концерт, Маланин остался для бе­ седы со студентами-баянистами и попро­ сил поиграть ему что-нибудь по своему вы­ бору. Мне пришлось тогда быть среди тех, кто демонстрировал свое искусство «само­ му Маланину». Эта встреча была началом нашего знакомства и творческой дружбы, которая продолжается и по сей день. Маланин с одобрением отозвался' о на­ шей игре, и, не ограничившись прослуши­ ванием, охотно согласился выступить вмес­ те со студентами на «Вечере баяна», впер­ вые организованном в Красноярском город­ ском театре по инициативе большого энту­ зиаста и пропагандиста баяна, педагога музыкального училища И. И. Черных. Спустя три года, по окончании Красно­ ярского музучилища, я приехал в Новоси­ бирск и начал службу в военном ансамбле СибВО; первый мой визит был к Малани­ ну. Я шел к нему в полной уверенности, что он забыл меня: мало ли у него было встреч и знакомств? Разве можно всех запомнить? Но каково же было мое удивление, когда Маланин узнал меня по голосу и стал го. ворить со мной, как со старым знакомым. В последующие годы я часто стал бы­ вать у Маланина и подружился с ним, здесь же состоялось знакомство с артистами Ле­ нинградского Пушкинского театра драмы Александром Борисовым и Константином Адашевским, впоследствии ставшими вид­ ными деятелями советского театра и кино­ искусства. Старожилы Новосибирска и дру­ гих городов Сибири хорошо помнят знаме­ нитую радиопередачу «Огонь по врагу», участникам которой был Маланин. Испол­ нял он ее со своими друзьями А. Борисовым (игравшим роль разведчика Кузьмы Ветер- кова) и К. Адашевским (выступавшим в роли разведчика Ильи Шмелькова). Мне приходилось много раз бывать на репетициях этих «трех одержимых». Сколь, ко остроумия и актерских находок, какая завидная оперативность! Все делалось по- военному молниеносно, и если учесть, что в то время не было записи на магнитофон­ ную пленку, а сразу вся передача шла в эфир, можно себе представить, какое ог­ ромное актерское мастерство требовалось от каждого исполнителя. Надо было иметь не­ истощимую фантазию, чтобы избежать пов­ торов, и это спаянное «трио» работало, не зная, что такое усталость. На репетициях царила атмосфера дружелюбия и товари­ щества, это были настоящие фронтовые друзья, и хотя имена разведчиков были вымышлены, народ их воспринимал, как реально существующих людей. Душой радиопередач «Огонь по врагу» был Маланин. Он с успехом выполнял три обязанности: баяниста-аккомпаниатора, пев­ ца и актера. Здесь с новой силой раскры. лось дарование Маланина. Вспоминается один из интересных эпи­ зодов тех дней. Для радиопередачи нужна была новая лирическая песня о партизан­ ке, но мелодия не приходила, все было не то, и вот как-то Маланин ночью, во сне, вдруг запел эту песню; разбуженный до­ машними, он тут же сыграл ее на баяне. Это была одна из лучших его лирических песен, она звучала во многих радиопере­ дачах. Большим событием в жизни И. И. Мала, нина была его поездка в действующую ар­ мию в годы Отечественной войны с концер­ тами для воинов-сибиряков. Имя Малани. на было на устах всех солдат и офицеров, его выступления со своими друзьями ар­ тистами А. Борисовым и К. Адашевским проходили с огромным успехом. Концерты шли под грохот орудий в блиндажах к землянках и на открытых полянах в пере­ рывах между боями. В послевоенные годы Маланин переходит на работу в Новосибирскую государствен­ ную филармонию и продолжает успешные гастрольные поездки по городам й селам Советского Союза. Его концерты хорошо помнят рыбаки Чукотки и Сахалина, шах­ теры Кузбасса и рабочие Норильска, хлоп­ коробы Узбекистана и труженики целин­ ных земель. Нет уголка в нашей стране, где бы не побывал Маланин со своим нераз. лучным баяном. Говорят, летчику трудно налетать миллион километров; артисту, на­ верное, не легче обслужить своими концер­ тами миллион зрителей. Маланина слуша­ ли и видели более миллиона человек. В 1957 году коллектив филармонии и общественность Новосибирска тепло прово­ дили на заслуженную пенсию ветерана ис­ кусства баяниста Маланина. Но его баян не лежит в футляре, не в характере Мала­ нина сидеть без дела. Он начинает работу в хоре ветеранов революции, встречается со школьниками-пионерами, выступает с концертами общества «Знание» в рабочих и совхозных клубах. Куда бы ни приехал Маланин, его всю­ ду встречают, как старого хорошего дру­ га. Многие сельчане помнят Маланина по его выступлениям в годы Отечественной войны, популярности этого музыканта в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2