Сибирские огни № 07 - 1969
играл произведения крупной формы и му зыкальные миниатюры, в великолепной своей обработке сибирские и русские на родные песни. Своеобразная манера звуко- извлечения, яркий артистический темпера мент, виртуозная техника с тонкой непод ражаемой нюансировкой — все это произво дило неизгладимое впечатление. В этом же концерте Маланин пел под свой аккомпанемент песни многих советских композиторов, обнаружив еще одну сторо ну своего дарования. Он по-своему, «по. маланински», исполнил популярную «Песню о Родине» Дунаевского, его же «Каховку»; «Прощальная комсомольская» Покрасса звучала, как взволнованный рассказ; дар комедийного актера Маланин раскрыл в исполняемых с неподдельным юмором «Пес не о дьяке» Корчмарева, в шуточной укра инской народной песне «Явтуше», в дере венской зарисовке «Приятное соседство» и многих других песнях. Когда закончился этот памятный для нас всех концерт, Маланин остался для бе седы со студентами-баянистами и попро сил поиграть ему что-нибудь по своему вы бору. Мне пришлось тогда быть среди тех, кто демонстрировал свое искусство «само му Маланину». Эта встреча была началом нашего знакомства и творческой дружбы, которая продолжается и по сей день. Маланин с одобрением отозвался' о на шей игре, и, не ограничившись прослуши ванием, охотно согласился выступить вмес те со студентами на «Вечере баяна», впер вые организованном в Красноярском город ском театре по инициативе большого энту зиаста и пропагандиста баяна, педагога музыкального училища И. И. Черных. Спустя три года, по окончании Красно ярского музучилища, я приехал в Новоси бирск и начал службу в военном ансамбле СибВО; первый мой визит был к Малани ну. Я шел к нему в полной уверенности, что он забыл меня: мало ли у него было встреч и знакомств? Разве можно всех запомнить? Но каково же было мое удивление, когда Маланин узнал меня по голосу и стал го. ворить со мной, как со старым знакомым. В последующие годы я часто стал бы вать у Маланина и подружился с ним, здесь же состоялось знакомство с артистами Ле нинградского Пушкинского театра драмы Александром Борисовым и Константином Адашевским, впоследствии ставшими вид ными деятелями советского театра и кино искусства. Старожилы Новосибирска и дру гих городов Сибири хорошо помнят знаме нитую радиопередачу «Огонь по врагу», участникам которой был Маланин. Испол нял он ее со своими друзьями А. Борисовым (игравшим роль разведчика Кузьмы Ветер- кова) и К. Адашевским (выступавшим в роли разведчика Ильи Шмелькова). Мне приходилось много раз бывать на репетициях этих «трех одержимых». Сколь, ко остроумия и актерских находок, какая завидная оперативность! Все делалось по- военному молниеносно, и если учесть, что в то время не было записи на магнитофон ную пленку, а сразу вся передача шла в эфир, можно себе представить, какое ог ромное актерское мастерство требовалось от каждого исполнителя. Надо было иметь не истощимую фантазию, чтобы избежать пов торов, и это спаянное «трио» работало, не зная, что такое усталость. На репетициях царила атмосфера дружелюбия и товари щества, это были настоящие фронтовые друзья, и хотя имена разведчиков были вымышлены, народ их воспринимал, как реально существующих людей. Душой радиопередач «Огонь по врагу» был Маланин. Он с успехом выполнял три обязанности: баяниста-аккомпаниатора, пев ца и актера. Здесь с новой силой раскры. лось дарование Маланина. Вспоминается один из интересных эпи зодов тех дней. Для радиопередачи нужна была новая лирическая песня о партизан ке, но мелодия не приходила, все было не то, и вот как-то Маланин ночью, во сне, вдруг запел эту песню; разбуженный до машними, он тут же сыграл ее на баяне. Это была одна из лучших его лирических песен, она звучала во многих радиопере дачах. Большим событием в жизни И. И. Мала, нина была его поездка в действующую ар мию в годы Отечественной войны с концер тами для воинов-сибиряков. Имя Малани. на было на устах всех солдат и офицеров, его выступления со своими друзьями ар тистами А. Борисовым и К. Адашевским проходили с огромным успехом. Концерты шли под грохот орудий в блиндажах к землянках и на открытых полянах в пере рывах между боями. В послевоенные годы Маланин переходит на работу в Новосибирскую государствен ную филармонию и продолжает успешные гастрольные поездки по городам й селам Советского Союза. Его концерты хорошо помнят рыбаки Чукотки и Сахалина, шах теры Кузбасса и рабочие Норильска, хлоп коробы Узбекистана и труженики целин ных земель. Нет уголка в нашей стране, где бы не побывал Маланин со своим нераз. лучным баяном. Говорят, летчику трудно налетать миллион километров; артисту, на верное, не легче обслужить своими концер тами миллион зрителей. Маланина слуша ли и видели более миллиона человек. В 1957 году коллектив филармонии и общественность Новосибирска тепло прово дили на заслуженную пенсию ветерана ис кусства баяниста Маланина. Но его баян не лежит в футляре, не в характере Мала нина сидеть без дела. Он начинает работу в хоре ветеранов революции, встречается со школьниками-пионерами, выступает с концертами общества «Знание» в рабочих и совхозных клубах. Куда бы ни приехал Маланин, его всю ду встречают, как старого хорошего дру га. Многие сельчане помнят Маланина по его выступлениям в годы Отечественной войны, популярности этого музыканта в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2