Сибирские огни № 06 - 1969
в Лаврушино из другой деревни. Так у нас завсегда с городу со спек- . таклей наезжали. — А знатно кулацкого сына проперли из женихов,— заметил одо брительно Кольша. Тут же распределили роли. Кольша пожелал играть кулака, Надь к а—невесту. Для Ваныни пришлось срочно выдумать роль,— он ни как не хотел отставать от брата. Беспокоило одно: как артисты выучат роли — они же с трудом по слбгам читают. Но оказалось, что роли они выучили с Нининых слов чуть ли не на первой репетиции. Артисты важничали, соблюдали таинственность, выставляли за дверь посторонних. Только Мотре, как Нининой хозяйке, разрешалось присутствовать на репетициях. Больше всего Нина маялась с исполни тельницей роли матери бедняка Груней Лаврушиной. Среднего росточ ка, бледнолицая Груня стеснялась, хихикала в кулак в самые неподхо дящие моменты. И однажды, когда Нина уже пришла в отчаяние, под нялась Мотря. {Тодойдя к примостившейся на скамейке осоловелой Груне, Мотря властно сказала: — Гляди, как надо.—Повязав голову полушалком, Мотря неожи данно у всех на глазах преобразилась: уголки большого рта страдаль чески опустились, на лбу собрались морщины, даже ее яркие глаза как будто потускнели. Тихо, с придыханием, Мотря заговорила: — Послухай ты меня, сыночек родименький, не по себе ты дерево рубишь,—Мотря закрыла лицо концом полушалка и неожиданно запри читала: — Изведут они тебя, окаянные! На кого ты меня, горемычную, спокинешь? Нина пришла в восторг — это же талант, настоящий самородок! Тем более, что в пьесе таких слов не было —Мотря «от себя» их вы дала. Даже неискушенные в театральном искусстве парни и девушки дружно ахали: «Ну, чисто, хворая старуха!» Все наперебой принялись уговаривать Мотрю участвовать в спектакле. Мотря, соблюдая прили чие, поотказывалась и согласилась. Дома разыгралась буря. Никитична кричала: — Где ж это видано, чтобы баба вместе с девками и парнями на игрищах выкомаривала! — А теперича не старый прижим, чтобы баба никуды не ходила! — кричала свекрови Мотря. — Мужик бы пошел — туды-сюды, а то баба со двора бегает,— не унималась Никитична. — Это же общественная нагрузка,— попыталась Нина урезонить Никитичну. — Вона ейная нагрузка,—указала Никитична на притихших ребят. Подал с печи голос и дед-молчальник: — В ранешнее-то время заголили бы ж... да розгами наддали б — тады знала б, как со двора по шпектаклям бегать. Мотря в голос зарыдала. Нина обратилась за помощью к Степану, он молча ковырял шилом хомут. — Степан Захарович, вы же уполномоченный сельсовета, а мы про водим политпросветработу. Разве вам все равно, куда пойдет молодежь: к Миронихе или к нам на спектакль? Тугодум Степан долго не отвечал. Мотря, притихнув, сверлила его глазищами. Наконец, он заговорил: — А вы, Нин Николаева, заместо Мотри девку поставьте. — В том-то и дело, что невозможно заменить Мотрю, она играет лучше всех! Без нее и спектакль не получится. Я в Рик написала,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2