Сибирские огни № 06 - 1969

Нина молчала: хорошо Маре — у нее есть отец, он любит и балует Мару. Нет уж, хватит слушать попреки от Африкана. Леня оказался не только ленивым, но и упрямым мальчишкой. С первых же дней она споткнулась о его упрямство. Этот хитрец с ку ­ кольным лицом, кажется, твердо был убежден — репетитор приходит для того , чтобы решать за него задачи. Он отказывался думать, брал ее измором, не сидеть же до ночи с ним. Внутренне протестуя, Нина все же подсказывала ему решение задач. Пожаловаться родителям? Но тогда они усомнятся в ее педагогических способностях и, чего доб­ рого, еще откажут! Одна была надежда на педологию. Педолог — вот кто откроет ей тайны преподавания. А его уроки, как назло, все откладывались. Нако­ нец, он появился. Высокий, лысый, со скучным лицом и тусклым голо­ сом, он не понравился Нине с той самой минуты, как вошел к ним в класс. Педолог монотонно вычитывал длинные фразы. К концу урока у нее в тетради появилась единственная запись: «paides —дети, logos — понятие, учение». Педолог говорил о влиянии наследственности, Нина прикидывала к Лене — нет, не подходит — его папа и мама пре­ подают в вузе. Мальчишка хвастался: «Они ученые! Больше вас знают!» На следующем уроке педолог предложил самостоятельно порабо­ тать над «тестами», дав несколько примеров. Оказывается, можно при помощи «тестов» определить коэффициент умственной активности. Интересно, что можно определить при помощи такого теста: «Из шести кубиков, лежащих на столе, один упал на пол. Какой кубик упал на пол?» Забыв о своем ученике, Нина вместе со всеми тихо веселилась, придумывая тесты. Герман Яворский прислал их бригаде записку со своими тестами. Мара прочла вслух: «К доске вызвали трех шатенок и двух дур блон­ динок. Какой масти дуры?» И еще: «Педолог жевал тесты. Кто педолог?» Давно Нина не помнила такого развеселого урока. И только вечером, ложась спать, подумала: ни за что не предложит Лене тесты, еще уви­ дят его родители и посчитают ее идиоткой. Все равно, если бы даже и смогла определить коэффициент умственной активности Лени, этим не заставишь его самостоятельно решать задачи. На уроках педологии Нина читала «Мадам Бовари», дома не вы­ берешь свободной минутки для чтения. ...Погруженная в свои мысли, Нина чуть не шагнула в огромную лужу, затянутую ломким ледком. Успеть бы до темноты проскочить кладбище, оно напротив бывшего женского монастыря. Глупо бояться кладбища. Но все-таки... «Надо бы сходить к Кате. Позвать с собой Варю». Просто эгоизм забыть о Варе. Утром Нина получила письмо. Небрежные строчки, написанные ка­ рандашом: «Сергей умер в Москве, куда он поехал защищать диплом. Нина, я знаю, что вы лучшая Варина подруга, и поэтому обращ усь к вам. Варя безумно любит Сергея, и она не переживет его смерти. Нина, про­ явите к Варе чуткость и ласку. Подготовьте ее к страшному несчастью. Друг Сергея Петя». ' В школе Нина показала письмо Маре, и они вместе погоревали над ним. Упрекали себя за невнимание к Варе, вспомнили, что последнее время почти не виделись, и Варя, не заставая их дома, оставляла записки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2