Сибирские огни № 06 - 1969
ют, что вниманию читателей предлагается работа, «написанная в форме популярного очерка», затрагивающая «ряд важных ас пектов деятельности театра» и адресован ная как тем, «кто любит театр», так и тем, «кто пока еще к нему равнодушен». Коренной новосибирец, Ю. Постнов мно го лет собирает вокруг себя молодых лю бителей театра. Руководимая им секция при Новосибирском Доме актера не только воспитывает, если можно так выразиться, квалифицированных зрителей. Эта секция стала своеобразной «лабораторией», где режиссеры и актеры «опробывают» свои замыслы. С годами театральное «хобби» Ю. Пост нова переросло в его второе призвание. Он постоянно выступает в роли пропагандиста и рецензента театральных спектаклей в га зетах, по радио, на телевидении, читает по пулярные лекции о театре. Книга «Когда театр волнует» — резуль тат многолетней практики страстного теат рала, раздумий о том, что видел автор на сценах новосибирских, московских, ленин градских театров, о журнальной полемике ведущих мастеров, об их творческой пози ции. Ю. Постнов проявляет немалую эруди цию в области современной театральной критики и другой литературы о театре, ис пользует массу конкретного фактического материала, интересного и познавательного. Книга разделена на семь глав. Пер вая — названа «Театр и мы», в последую щих — ведется разговор о современном прочтении классики, о положительном ге рое, о взаимоотношениях театра и кино, об условном языке театрального оформления, о режиссуре и искусстве актера. Программа огромная, пожалуй, она слишком велика для книжки в пять печатных листов. Это стрем ление автора сказать о многом определило как достоинства, так и недостатки его ра боты. Впечатление такое, что книгу писали двое. Один — несколько педантичный по пуляризатор, второй — искренне влюблен ный в театр, а потому пристрастный чело век. Главы, написанные вторым, вероятно, с интересом прочтут и квалифицированные театралы, и начинающие, а может быть, даже профессионалы. В главе «Театр и ки но», например, Ю. Постнов не излагает истины непосвященным, а полемизирует, делится собственными волнениями. Он не может принять мрачное утверждение из вестного кинорежиссера М. Роома, что «те атр умирает. Более того: он умер, только его забыли похоронить». Ю. Постнов бро сается защищать возлюбленное свое искус ство, весьма убедительно доказывая его жизненность, и перспективность. При этом автор книги высказывает интересные мысли о взаимном воздействии сцены и зала, зри телей между собой («Смех — дело коллек тивное»), В другой главе — «Не все, как в жиз ни» — Ю. Псстнов рассуждает об услов ной природе театра, горячо доказывая его право на образ, символ, обобщение в худо жественном оформлении спектакля. Под тверждение авторской мысли обнаружи вается в истории театрального искусства, в конкретной практике современного театра, С той же живой, личной интонацией на писаны разделы, в которых излагаются- творческие позиции таких несхожих совре менных режиссеров, как Г. Товстоногов, Н. Охлопков, Б. Равенских. Но здесь уже сказывается некоторая перегруженность книги. Автор увлекается и забывает о пер воначальном своем замысле. Кажется, уже сказано все, что может подкрепить истину, выраженную в словах покойного ныне, ре жиссера А. Попова, одного из крупнейших теоретиков и практиков советского театра: «Пусть расцветают все цветы, кроме бу мажных». Читатели уяснили себе и пози ции сторон, и саму формулу. А автор все продолжает нанизывать пример на пример,, так что и сравнение спектаклей по пьесе В. Розова «В день свадьбы» в двух раз личных театрах (сравнение, само по себе интересное, хотя и не бесспорное), и рас сказ о «Якове Богомолове» в «Красном факеле», и тем более общий, весьма беглый разговор о судьбе этого театра—1все это уже «не из той оперы» (то бишь, книги). Многословность, «необязательность» не которой части материала во многом повре дила и главе «Здесь, сегодня, сейчас». В ней не найдены ни строго определенная тема, ни узловые проблемы, ни веские ар гументы. В этой главе, как затем и в дос- ладней («Не казаться, но быть!»), Ю. Пост нов ушел от общих проблем к частностям. Множество подглавок являются по сути не столько доказательством общей мысли, сколько самостоятельными портретными- зарисовками драматургов и актеров. К по пуляризаторской задаче книги, думается, они прямого отношения не имеют и напи саны слишком поверхностно, чтобы убедить и увлечь читателя. Однако заметки эти хочется закончить добрым словом автору, взявшему на свои плечи задачу трудную и благородную. На,- верняка живое чувство, согревающее мно гие страницы книги Ю .' Постнова, найдет отклик в сердцах читателей. Мих. Воскобойников ЕМ. ЯРОСЛАВСКИЙ И ЯКУТИЯ В 1968 году наша страна отмечала 90-летие со дня рождения выдающе гося деятеля Коммунистической партии и Советского государства, верного ленинца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2