Сибирские огни № 06 - 1969

ют, что вниманию читателей предлагается работа, «написанная в форме популярного очерка», затрагивающая «ряд важных ас­ пектов деятельности театра» и адресован­ ная как тем, «кто любит театр», так и тем, «кто пока еще к нему равнодушен». Коренной новосибирец, Ю. Постнов мно­ го лет собирает вокруг себя молодых лю­ бителей театра. Руководимая им секция при Новосибирском Доме актера не только воспитывает, если можно так выразиться, квалифицированных зрителей. Эта секция стала своеобразной «лабораторией», где режиссеры и актеры «опробывают» свои замыслы. С годами театральное «хобби» Ю. Пост­ нова переросло в его второе призвание. Он постоянно выступает в роли пропагандиста и рецензента театральных спектаклей в га­ зетах, по радио, на телевидении, читает по­ пулярные лекции о театре. Книга «Когда театр волнует» — резуль­ тат многолетней практики страстного теат­ рала, раздумий о том, что видел автор на сценах новосибирских, московских, ленин­ градских театров, о журнальной полемике ведущих мастеров, об их творческой пози­ ции. Ю. Постнов проявляет немалую эруди­ цию в области современной театральной критики и другой литературы о театре, ис­ пользует массу конкретного фактического материала, интересного и познавательного. Книга разделена на семь глав. Пер­ вая — названа «Театр и мы», в последую­ щих — ведется разговор о современном прочтении классики, о положительном ге­ рое, о взаимоотношениях театра и кино, об условном языке театрального оформления, о режиссуре и искусстве актера. Программа огромная, пожалуй, она слишком велика для книжки в пять печатных листов. Это стрем­ ление автора сказать о многом определило как достоинства, так и недостатки его ра­ боты. Впечатление такое, что книгу писали двое. Один — несколько педантичный по­ пуляризатор, второй — искренне влюблен­ ный в театр, а потому пристрастный чело­ век. Главы, написанные вторым, вероятно, с интересом прочтут и квалифицированные театралы, и начинающие, а может быть, даже профессионалы. В главе «Театр и ки­ но», например, Ю. Постнов не излагает истины непосвященным, а полемизирует, делится собственными волнениями. Он не может принять мрачное утверждение из­ вестного кинорежиссера М. Роома, что «те­ атр умирает. Более того: он умер, только его забыли похоронить». Ю. Постнов бро­ сается защищать возлюбленное свое искус­ ство, весьма убедительно доказывая его жизненность, и перспективность. При этом автор книги высказывает интересные мысли о взаимном воздействии сцены и зала, зри­ телей между собой («Смех — дело коллек­ тивное»), В другой главе — «Не все, как в жиз­ ни» — Ю. Псстнов рассуждает об услов­ ной природе театра, горячо доказывая его право на образ, символ, обобщение в худо­ жественном оформлении спектакля. Под­ тверждение авторской мысли обнаружи­ вается в истории театрального искусства, в конкретной практике современного театра, С той же живой, личной интонацией на­ писаны разделы, в которых излагаются- творческие позиции таких несхожих совре­ менных режиссеров, как Г. Товстоногов, Н. Охлопков, Б. Равенских. Но здесь уже сказывается некоторая перегруженность книги. Автор увлекается и забывает о пер­ воначальном своем замысле. Кажется, уже сказано все, что может подкрепить истину, выраженную в словах покойного ныне, ре­ жиссера А. Попова, одного из крупнейших теоретиков и практиков советского театра: «Пусть расцветают все цветы, кроме бу­ мажных». Читатели уяснили себе и пози­ ции сторон, и саму формулу. А автор все продолжает нанизывать пример на пример,, так что и сравнение спектаклей по пьесе В. Розова «В день свадьбы» в двух раз­ личных театрах (сравнение, само по себе интересное, хотя и не бесспорное), и рас­ сказ о «Якове Богомолове» в «Красном факеле», и тем более общий, весьма беглый разговор о судьбе этого театра—1все это уже «не из той оперы» (то бишь, книги). Многословность, «необязательность» не­ которой части материала во многом повре­ дила и главе «Здесь, сегодня, сейчас». В ней не найдены ни строго определенная тема, ни узловые проблемы, ни веские ар­ гументы. В этой главе, как затем и в дос- ладней («Не казаться, но быть!»), Ю. Пост­ нов ушел от общих проблем к частностям. Множество подглавок являются по сути не столько доказательством общей мысли, сколько самостоятельными портретными- зарисовками драматургов и актеров. К по­ пуляризаторской задаче книги, думается, они прямого отношения не имеют и напи­ саны слишком поверхностно, чтобы убедить и увлечь читателя. Однако заметки эти хочется закончить добрым словом автору, взявшему на свои плечи задачу трудную и благородную. На,- верняка живое чувство, согревающее мно­ гие страницы книги Ю .' Постнова, найдет отклик в сердцах читателей. Мих. Воскобойников ЕМ. ЯРОСЛАВСКИЙ И ЯКУТИЯ В 1968 году наша страна отмечала 90-летие со дня рождения выдающе­ гося деятеля Коммунистической партии и Советского государства, верного ленинца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2