Сибирские огни № 06 - 1969
в родные края первым инженером-механи- затором, справедливо заметил: «Чуйский тракт — это живая рука России. Братская рука великого народа!» Жизненная арте рия края, Чуйский тракт, по замечанию ав тора, стал не только дорогой жизни и про гресса, но и дорогой великой дружбы на родов — русских, алтайцев и монголов. Очерки и рассказы А. Демченко свиде тельствуют о своеобразии художественного поиска, где есть место и строгой докумен тальности, и авторской публицистике, и ли ризму, и поэтической символике. В них при чудливо переплетаются географические, хо зяйственно-бытовые и этнографические сведения, рыбачьи и охотничьи истории, старые и новые легенды, рожденные опы том жизни и поэтическим воображением на рода. Сказочная, седая старина открывается в цикле очерков «В краю легенд». Они не обычны по своей форме,- Это не очерки, а романтические новеллы, яркие, многокра сочные, как алтайские камни-самоцветы. Таковы легенды о птице-мученице Кююк -(кукушке) и лебедином озере («Лебединое озеро»), о бедном охотнике Анчи («Голу бая падь»), о красивой речке Кумире, в ко торую бросилась преследуемая захватчика- ми-джунгурами бесстрашная Мерей и ко торая поглотила одноглазого свирепого князя, предводителя отряда завоевателей («Девичьи плесы»). Использованные автором легенды — не экзотические украшения. В них утверж дается идея жизненной силы и нравствен ной красоты народа, его живая история. Рядом с легендами давно минувших дней живут и предания недавнего прошло го, и легенды современности. Запоминается трагическая история первой в Горном Ал тае коммуны «Освобожденный труд», ра зыгравшаяся на берегах могучей реки Че- лушман глубокой осенью 1921 года... Вна чале был убит пятнадцатилетний парнишка Павел Волков, сын погибшего первого председателя коммуны. «Он был схвачен бандитами. Его привязали к седлу и воло ком тащили по... острым камням...» Той же ночью «бандиты ворвались в коммуну, и над Челушманом гудели монастырские ко локола. Они пели осанну «освободите лям»... Кровью коммунарских детишек бы ла залита паперть священного храма...» Но дело коммунаров не погибло. «Тропа, по которой шел Павлик Волков, становится дорогой». Ее прокладывают потомки пер вых коммунаров, молодые парни из колхо за имени Ленина. Так выявляется и утверждается герои ческое и трудовое начало в жизни героев. Вне дела, вне труда, считает автор, нет характера, индивидуальности. Творческое отношение к труду определяет духовный облик многих героев книги: знатного чаба на Марии Толтоковой, вырастившей около восьми тысяч коз, сдавшей колхозу не сколько тонн пуха («Вот какой у нее ха рактер»); Грцши Якчина, жизнелюба и хо зяина земли, заселившего «мертвую гор ную речку хариусом, пять суток без сна и отдыха спасавшего отару -колхозных овец («Вниз по Челушману»); самоотверженной Окулич-Казариной из Горно-Алтайска, пят надцать лет работавшей над пухоносами, и коммунистов-супругов Курдяповых, сохра нивших опытную отару коз-пухоносоз («Стоянка на Кара-Кель»), В повседневных будничных делах новых людей Алтая, стремящихся поднять жиз ненный и культурный уровень народа, укра сить родную землю, сделать ее щедрой и богатой, автор находит подлинную роман тику и красоту. Нарисованные А. Демченко персона жи — реальные люди, наши современники, преобразующие свой край, вносящие свой вклад в строительство коммунизма, прояв ляющие индивидуальные черты и способно сти в типичных для городского уклада жизни обстоятельствах. Писатель знает их жизнь и быт, чаяния и надежды. Следует, однако, заметить, что многие произведения книги несколько однотипны. Это очерки-биографии, не претендующие на глубокую психологическую разработку ха рактеров. Попыткой проникнуть во внутренний мир человека отмечены рассказы «В бурю», «Вес на аксакала» и «Шаргайта». Наиболее зре лым является рассказ «Шаргайта», отлича ющийся продуманным сюжетом, четкой композицией, проникновением в духовную жизнь героев. М . Р у б и н а С ВОЛНЕНИЕМ О ТЕАТРЕ театре все больше пишут и все боль- ше читают. Любители этого величай шего из искусств уже не довольствуются ролью восторженных почитателей драмати ческой музы. Они жаждут познания та инств кулис и совещательного голоса за круглым столом театральных баталий. Хо чется верить, что, если бы сегодня вдруг перестали выходить книги о театре, служи телям драмы пришлось бы выступать с лекциями на площадях. Но книги, к счастью, выходят. И не только в солидных специализированных издательствах, но и «на местах». А по скольку местные издатели особенно остро ощущают жесткие законы рынка, их инте рес к театральной книжной продукции сим птоматичен. Во вступлении к книге Ю. С. Постнова «Когда театр волнует»1 издатели объявля 1 Ю. С. П о с т н о в. Когда театр волнует. Но восибирск, «Наука», Сиб. отд-ние, 1968.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2