Сибирские огни № 06 - 1969

в родные края первым инженером-механи- затором, справедливо заметил: «Чуйский тракт — это живая рука России. Братская рука великого народа!» Жизненная арте­ рия края, Чуйский тракт, по замечанию ав­ тора, стал не только дорогой жизни и про­ гресса, но и дорогой великой дружбы на­ родов — русских, алтайцев и монголов. Очерки и рассказы А. Демченко свиде­ тельствуют о своеобразии художественного поиска, где есть место и строгой докумен­ тальности, и авторской публицистике, и ли­ ризму, и поэтической символике. В них при­ чудливо переплетаются географические, хо­ зяйственно-бытовые и этнографические сведения, рыбачьи и охотничьи истории, старые и новые легенды, рожденные опы­ том жизни и поэтическим воображением на­ рода. Сказочная, седая старина открывается в цикле очерков «В краю легенд». Они не­ обычны по своей форме,- Это не очерки, а романтические новеллы, яркие, многокра­ сочные, как алтайские камни-самоцветы. Таковы легенды о птице-мученице Кююк -(кукушке) и лебедином озере («Лебединое озеро»), о бедном охотнике Анчи («Голу­ бая падь»), о красивой речке Кумире, в ко­ торую бросилась преследуемая захватчика- ми-джунгурами бесстрашная Мерей и ко­ торая поглотила одноглазого свирепого князя, предводителя отряда завоевателей («Девичьи плесы»). Использованные автором легенды — не экзотические украшения. В них утверж­ дается идея жизненной силы и нравствен­ ной красоты народа, его живая история. Рядом с легендами давно минувших дней живут и предания недавнего прошло­ го, и легенды современности. Запоминается трагическая история первой в Горном Ал­ тае коммуны «Освобожденный труд», ра­ зыгравшаяся на берегах могучей реки Че- лушман глубокой осенью 1921 года... Вна­ чале был убит пятнадцатилетний парнишка Павел Волков, сын погибшего первого председателя коммуны. «Он был схвачен бандитами. Его привязали к седлу и воло­ ком тащили по... острым камням...» Той же ночью «бандиты ворвались в коммуну, и над Челушманом гудели монастырские ко­ локола. Они пели осанну «освободите­ лям»... Кровью коммунарских детишек бы­ ла залита паперть священного храма...» Но дело коммунаров не погибло. «Тропа, по которой шел Павлик Волков, становится дорогой». Ее прокладывают потомки пер­ вых коммунаров, молодые парни из колхо­ за имени Ленина. Так выявляется и утверждается герои­ ческое и трудовое начало в жизни героев. Вне дела, вне труда, считает автор, нет характера, индивидуальности. Творческое отношение к труду определяет духовный облик многих героев книги: знатного чаба­ на Марии Толтоковой, вырастившей около восьми тысяч коз, сдавшей колхозу не­ сколько тонн пуха («Вот какой у нее ха­ рактер»); Грцши Якчина, жизнелюба и хо­ зяина земли, заселившего «мертвую гор­ ную речку хариусом, пять суток без сна и отдыха спасавшего отару -колхозных овец («Вниз по Челушману»); самоотверженной Окулич-Казариной из Горно-Алтайска, пят­ надцать лет работавшей над пухоносами, и коммунистов-супругов Курдяповых, сохра­ нивших опытную отару коз-пухоносоз («Стоянка на Кара-Кель»), В повседневных будничных делах новых людей Алтая, стремящихся поднять жиз­ ненный и культурный уровень народа, укра­ сить родную землю, сделать ее щедрой и богатой, автор находит подлинную роман­ тику и красоту. Нарисованные А. Демченко персона­ жи — реальные люди, наши современники, преобразующие свой край, вносящие свой вклад в строительство коммунизма, прояв­ ляющие индивидуальные черты и способно­ сти в типичных для городского уклада жизни обстоятельствах. Писатель знает их жизнь и быт, чаяния и надежды. Следует, однако, заметить, что многие произведения книги несколько однотипны. Это очерки-биографии, не претендующие на глубокую психологическую разработку ха­ рактеров. Попыткой проникнуть во внутренний мир человека отмечены рассказы «В бурю», «Вес­ на аксакала» и «Шаргайта». Наиболее зре­ лым является рассказ «Шаргайта», отлича­ ющийся продуманным сюжетом, четкой композицией, проникновением в духовную жизнь героев. М . Р у б и н а С ВОЛНЕНИЕМ О ТЕАТРЕ театре все больше пишут и все боль- ше читают. Любители этого величай­ шего из искусств уже не довольствуются ролью восторженных почитателей драмати­ ческой музы. Они жаждут познания та­ инств кулис и совещательного голоса за круглым столом театральных баталий. Хо­ чется верить, что, если бы сегодня вдруг перестали выходить книги о театре, служи­ телям драмы пришлось бы выступать с лекциями на площадях. Но книги, к счастью, выходят. И не только в солидных специализированных издательствах, но и «на местах». А по­ скольку местные издатели особенно остро ощущают жесткие законы рынка, их инте­ рес к театральной книжной продукции сим­ птоматичен. Во вступлении к книге Ю. С. Постнова «Когда театр волнует»1 издатели объявля­ 1 Ю. С. П о с т н о в. Когда театр волнует. Но­ восибирск, «Наука», Сиб. отд-ние, 1968.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2