Сибирские огни № 06 - 1969
к ней приходит жестокая мысль: «Можно все прождать». Так возникает бунт Инны, так она ре шается на открытый конфликт и требует, чтобы Антон отказался от своей позиции, которую она объявляет только лицемер ным прикрытием индивидуализма, только безразличием к ее страданиям. Нужно отдать справедливость П. Про скурину: он не боится серьезного нравствен ного испытания своего Антона и вооружает Инну хитрым софизмом: пока ты покло няешься каким-то абстрактным добродете лям, какому-то великому и недоступному искусству, ты терзаешь реального, живого человека, который любит тебя и отдал тебе свою жизнь. Разве в этом долг и величие художника-гуманиста? Разве подлинная гуманность не в том, чтобы отказаться от далекой цели ради близкой и распорядиться своим даром во имя любящего и любимого человека. «Я знаю,— говорит Инна Анто ну,— ты просто жестокий и равнодушный человек... Я тебе не нужна и никто тебе не нужен. А ради любви идут на все». Так искушает Инна Антона Савичева, толкая, его на компромисс с совестью и ли цемерно подыскивая для этого благород ный предлог. Но все ее хитросплетения разбиваются о неподкупную цельную убежденность Ан тона: «Ты меня никогда не понимала... Я всегда буду писать только то, что мне нуж но, пусть я подохну с голода...» Так окончательно выясняется, что Ин н а — случайный попутчик Савичева, что их представления о жизни расходятся, что она ошиблась, переоценила свои силы и возможности, что теперь ей надо начинать все сначала. П. Проскурин не дает Инне такой воз можности: после' мучительной ссоры с Ан тоном она в тревоге и растерянности бродит по городу и случайно гибнет под колесами грузовика. Так вторая могила возникает на трудном пути Антона. За минуту до смер ти Инна поняла и признала свою ошибку: «Нужно гордиться, что он именно такой, какой есть... пусть все делает по-своему... он ■— ее жизнь». Но писателю недостаточно развенчания этого «идеала» косвенно — судьбой и раз думьями Инны. Ему нужно сказать и пря мо, _к чему же приходит талант, отдав ший себя служению успеху, ловящий миг удачи,— талант, утверждающий прежде всего собственное «я»... Николай Акимович Л агутинов— первый художник Воропянска. Он достиг всех внешних атрибутов счастья: у него изве стность, авторитет, руководящее положение, оптимальный вариант житейского благопо лучия. И вот именно устойчивая и надеж ная доля Лагутинова, в которой для Инны так много магнетизма, устрашающе обна жает свое дно. «Для большинства почитате лей и знакомых он был признанным .мэт ром, счастливчиком, родившимся в рубаш ке,— для всех, но не для себя». Сам Лагу- тинов знает, что были когда-то взлеты, бы ли картины честные, которые сам не мог видеть спокойно, «без тайной слезы». Но по том «встретилась красавица Полина», он «скоропалительно женился» и писать стал совсем иначе, не для души, во имя других, узко практических целей. Недаром за гла за его зовут ремесленником и конъюнктур щиком, а сам он оценивает свою работу так: «Все было добротно и плохо, отличная техника, превосходно выписанная деталь, безукоризненная композицйя... но отсутст вовало нечто, без чего не было ничего... от сутствовала своя оценка мира, свое особое видение жизни, когда чувствуешь власть над скрытой душой материи». Л агутинов знает, что заглушил в себе подлинное искусство, и теперь для душев ного спокойствия необходимо, чтобы он об этом забыл. А забывать легче, когда никто не напоминает. Вот почему встреча с Антоном Савиче вым оказалась губительной и для Лагути нова. Успокоившийся ремесленник вдруг встретил художника, и сразу все честное, что затаилось где-то в глубине души, на чало бунтовать. Сначала он пытается перетянуть его в свою веру и с этой целью «подбрасывает» ему выгодный заказ. Савичев по совету Лагутинова берется за оформление дворца железнодорожников, и вот тогда выясняет ся, что для настоящего художника не страшны искушения корыстью. Когда эски зы Савичева отвергаются, он покидает засе дание, «ободряюще кивнув смущенному Лагутинову» и облегченно вздохнув от со знания, что он может вернуться к настоя щей работе, о которой уже успел стоско ваться. К его «внутреннему нетерпению» примешивалось только раздраженное недо вольство собой: зачем позволил втянуть се бя в такую «нелепую историю». И Антон первым говорит воропянскому корифею горькие слова правды, когда внезапно со глашается написать его портрет. «Самодо вольный жирный индюк»,— думает он с радостным ожесточением.— Вот я тебя на рисую таким, посмотрим, как ты это ску шаешь». И Лагутинов действительно испы тал потрясение, когда увидел на полотне «человека, уже понявшего, что жизнь про шла, а он не сделал и половины того, что мог бы сделать». «Ты не меня понял, мою жизнь про зрел»,— сказал он Антону и потом долго сидел сгорбившись, опечаленный и раздра женный — в гневе на себя, на свою сла бость, на свое тщеславие. Так Лагутинова «выбило из нормальной, накатанной колеи, из привычного состояния... и то, что раньше казалось прочным», теперь «расползается, разваливается на куски». Он с отчаянием думает, почему не оказалось рядом челове ка, который схватил бы его за руку и крик нул: «Да что же ты делаешь с собою, мер завец! Что ты делаешь!» При этом от слов он чуть было не перешел к делу: разгро мил свою мастерскую, свалил все картины
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2