Сибирские огни № 06 - 1969
нашему и всем грядущим поколениям вос торженный клич: «Да здравствует разум!» Но он был убежден, что музы тоже будут здравствовать! Пушкин знал, что в подлинной поэзии эмоция и мысль нерасторжимы. Белинский формулировал, это так: «Вот вам мысль в поэзии! Это не рассуждение, не описание, не силлогизм — это восторг, радость, грусть, тоска, вопль». Мысль в поэтическом произведении,— до бавлял он,— должна «томить душу, тес нить грудь». Это он высказал в доказа тельной статье, буквально разгромившей кумира части тогдашней молодежи — поэта Владимира Бенедиктова. Впрочем, может быть, они безнадежно, ошибались, и Пушкин, и Белинский? Мо жет быть, прав профессор Шевырев, кото рый в 1835 году (журнал «Московский наблюдатель», кн. 1) назвал Пушкина только поэтом форм, пластики, а не поэтом мысли и содержания, а вот , Бенедиктову присвоил звание... « п о э т а м ы с л и » . Назвал его так и даже не претендовал (о, святая простота!) на приоритет в области терминологии, которой суждено было стать весьма модной более чем через столетие. Только вот вопрос: что означает для нашего сегодняшнего читателя «мысля щий» Владимир Бенедиктов и что — «без>- думный» Александр Пушкин?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2