Сибирские огни № 06 - 1969
дескать, надобности вкладывать определен ный смысл в произведение. Эту, так сказать, оборотную сторону «эпохи интеллектуализма» нельзя игнориро вать: разновидности абсурдизма занимают очень большое место на «эстетическом рын ке» буржуазного мира. ■И это ведь тоже «детище времени»! Хотя — и уродливое... Днепров весьма убедительно и не упро щенно анализирует эти явления, начиная с их истоков, и объясняет своеобразную зако номерность их возникновения. Но вот рассеять туман, плавающий вок руг понятия «интеллектуализм современного искусства» (хотя говорит он, собственно, об интеллектуальной прозе Т. Манна, как ее родоначальника в определенном жанре), мне кажется, не смог, в конечном счете, и этот исследователь. ! «Томас Манн,— говорит он,— соединил в себе художника и теоретика. Не только мыслителя, каким бывает всякий настоя щий художник, а именно теоретика, стре мящегося остаться логически верным исход ному пункту своих рассуждений». Итак, именно теоретическая оснащен ность —лажный, если не важнейший при знак интеллектуального романа? Увлеченный доказательством своей мыс ли, В. Днепров находит для ее изложения стилистически изящные обороты. Например: «как в тончайшей пластической операции, художник (Т. Манн) приживляет понятие к образу». И далее; «Образ пронизывается многообразней шими отношениями авторской мысли и при обретает понятийный ореол. Возникает н о- в ы й в и д п о в е с т в о в а н и я , который можно было бы назвать « р а с с у ж д а ю щ и м п о в е с т в о в а н и е м». (Подчерк нуто мною.— Б. Р.). Но, во-первых, несколько смущает под-, разумевающееся утверждение, будто вооб- ще-то образ и понятие (в творчестве боль шинства других художников) разделены, разъяты, точнее,— что «доманновская» про за оперирует, так сказать, в чистом виде образами как таковыми? То есть, например, гоголевская «птица- тройка» — только образ, не включающий в себя п о н я т и я ? И с другой стороны, рдзве понятие «мертвые души», заимствованное из офици альных документов («ревизских сказок»), не стало для Гоголя одновременно художе ственным образом колоссальной емкости и неотразимого идейно-эстетического воздей ствия? А во-вторых, определение «рассуждаю щее повествование», как синоним сегодняш него «интеллектуализма», по-моему,— рис кованное и зыбкое. В самом деле, разве не было «рассуж дающее повествование» характерным преж де всего для... античных времен («Пир» Платона, «ораторская проза» и т. д.)? Разве нельзя адресовать это определе ние, скажем, «Городу солнца» Кампанеллы или роману де Бержерака «Новый свет...» (Ведь форма диалога здесь условна). А проза Гейне? Чернышевского? Гер цена? А разве не имеет прямого отношения к «рассуждающему повествованию» роман, пронизанный, например, вот такими стро ками: «...Он перечитал и вновь прочел и Пла тона, и Спинозу, и Канта, и Шеллинга, и Гегеля, и Шопенгауэра — тех философов, которые нематериалистически объясняли жизнь. Мысли казались ему плодотворны, когда он или читал, или сам придумывал разре шение вопросов... Но стоило забыть искус ственный ход мысли и из жизни вернуться к тому, что удовлетворяло, когда он думал, следуя заданной нити,— и вдруг вся эта искусственная постройка заваливалась, как карточный домик...» Или — другой роман, из которого на угад взято такое место... «Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого дви жения. Для того, чтобы идти тысячу верст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячью верст. Нужно представление об ебетованной зем ле для того, чтобы иметь силы двигаться». Можно ограничиться этими примерами из «Анны Карениной» и «Войны и мира», столь характерными для творческого мето да их автора. Можно напомнить, что определение, предложенное В. Днепровым, применимо и к «Гамлету», и к пьсам Чехова и Горько го,— все это очень разные произведения, но все они — «рассуждающая драматургия», хотя и вовсе не похожая на драматургию Брехта. Понятие, продолжает Днепров, «оплета ет все воспроизводимые в романе жизнен ные явления. Ч у в с т в е н н а я д о с т о в е р н о с т ь о д е в а е т с я л е с а м и р е ф л е к с и и » . Исследователь заявляет, что Т. Манн растягивает научно-лирические отступления на десятки страниц, все новые и новые ассоциации «предельно уплотняют и утя желяют текст». А в заключение главы он признает: « Л и ш ь н а о с н о в е о г р о м н о г о б о г а т с т в а жизненных, ч у в с т в е н н о д о с т о в е р н ы х о б р а з о в может ин теллектуальный роман оставаться реали стическим. Лишь оставаясь реалистическим, может он у д е р ж а т ь с я на высоте подлинной х у д о ж е с т в е н н о с т и » . (Подчеркнуто мною.— Б. Р.) Это жестко ограничительное «лишь» и весьма тревожно звучащий в контексте глагол «удержаться» словно бы гасят «понятийный ореол» как нечто имеющее исключительно важное, решающее значение в прозе нового типа! Значит, самым-то главным, основным условием подлинной художественности и для интеллектуально го романа остается все-таки богатство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2