Сибирские огни № 06 - 1969
и тему: «Человек проникает во Вселен ную». А разве не связана эта тема неизбежно с темой полета самой мысли, жадных, не остановимых исканий человеческого ра зума? Рисуя в воображении читателя захваты вающие дух, безмерно грандиозные косми ческие «пейзажи», а иногда, кроме того, изображая ощущения человека, мчащегося в неоглядных звездных просторах, такие произведения, конечно же, активизировали раздумья читателей (в том числе, смею ду мать, и ученых или будущих ученых!), рож дали у одних надежду — «а что если... ког да-нибудь сбудется?!», а у других — стрем ление: «надо, чтобы сбылось!». II Сделав своеобразным «астронавтом» сы на Адама и Евы,— п е р в ы х,— по библей ской легенде людей на Земле,— распахнув перед ним, хотя бы и с помощью фантасти ческого Люцифера, нечто для него еще не постижимое, пронзающее его йзумлением и восторгом («есть миры громадней, чем мир земной... созданья выше, чем человек...»), Байрон заставил своего героя бестрепетно воскликнуть: ...— Я б гордился Своим умом, постигнувшим все это! Интересно, много ли претензий вызовет такое отношение к уму (и масштабам стоя щих перед ним задач!) у сегодняшних «ин теллектуалов»?.. ...Недавно (в конце прошлого и начале этого года) в* «Литературной газете» про шла очередная дискуссия на эту тему, на чавшаяся статьей «Об интеллектуализме, мещаьстве и чувстве времени» (№ 43, 1968 г.). Автор этой статьи В. Ковский, в общем-то, правильно утверждает: «Интеллектуальные возможности совре менной личности непрерывно растут». Но отсюда он делает вывод, что этой личности более всего по вкусу такие произ ведения, где «предметом художественной персонификации становятся непосредственно сами идеи, «мыслительный мир» автора и персонажей». Вряд ли такие искусственные «творения», в которых «мыслительный мир» человека изображен как бы в вакууме — вне связи с конкретным характером, вне полноты и сложности самой личности — могут стать явлением полнокровного искусства. Разве что в фантастическом романе может суще ствовать, так сказать, самостоятельно, ав тономно функционирующий мозг! В. Ковскому во многом справедливо воз ражали М. Лобанов, Ф. Чапчахов, В. Бу шин, Д. Стариков. Очень импонирует мне в заключающей дискуссию статье Ларисы Крячко «Соблаз ны «техницизма» и духовность» («Литера турная газета» № 4, 1969 г.) требование ав тора не забывать о нравственных устоях человека, о сохранении духовности в усло виях наступления «техницизма». А вот когда Л. Крячко сама объясняет существо вопроса, у нее тоже далеко не все звучит убедительно. Она пишет: «Дело в том, что социализм накрепко объединил науку, искусство и власть, и просвещение становится объектом подлин ного радения государства». Это, конечно, верно! Но читаем дальше) «Рост образованности (в советской стра не.— Б. Р.) и выдвинул понятие «интеллек туализм» в качестве своеобразного детища времени...» Значит, «интеллектуализм» — явление, свойственное лишь нашему строю и лишь искусству социалистического реализма? А что же все-таки представляет собой это «де тище» конкретно? Критик объясняет: «Сущность современного понимания «ин теллектуализма» в том, что размышление, анализирующее время в форме понятий, пронизывает есю художественную ткань. Понятие срастается с образом, обогащая его...» Здесь Л. Крячко ссылается на В. Дне- прова, добавляя, что он глубоко исследовал эту проблему, и приводит цитату из его книги «Черты романа XX века». Позвольте, но ведь объектом исследова ния В. Днепрова является западная, а- не советская литература! И он заявляет, что главная особенность интеллектуального ро мана, смело и последовательно выраженная в творчестве Томаса Манна, «составляет одну из глубоко обоснованных тенденций современного к р и т и ч е с к о г о р е а л и з ма » . (Подчеркнуто мною.— Б. Р.). Стоило ли Л. Крячко именно в данном случае брать в союзники В. Днепрова, если он не подтверждает, а, скорее, опровергает ее исходный тезис? Часто, очень часто между людьми, пред лагающими определение этого «детища вре мени», возникает досадная «некоммуника бельность»! Думаю, прав Д. Стариков, заявивший в ходе дискуссии, что понятие «интеллекту ализм», которым сейчас пытаются подменить даже «интеллигентность», вносит только пу таницу. Что же касается самой этой книги В. Днепрова, то она во многом интересна. Это — фундаментальное исследование но вой литературы и искусства Запада, осно ванное на изучении и осмыслении многих фактов ее развития. В разных разделах этой книги можно встретить тонкие наблюдения. При этом автор дает широкую картину литературного процесса, а значит неизбеж но обращается и к таким явлениям, как «искусство» абсурдизма, демонстративно отказывающееся ох. признания хоть малей шей разумности происходящего. Философская и эстетическая программа подобного искусства — «чем меньше жизнь наполнена смыслом — тем лучше» и нет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2