Сибирские огни № 06 - 1969
мастеров стиха, которые гораздо раньше своих сегодняшних коллег, читающих стенограммы пресс-конференций космонав тов или следящих на экране телевизора за выходом замечательных парней в откры тый космос, проникли творческим вообра жением, мощной художественной интуици ей в просторы Вселенной и послали туда своих героев! Не ставя, перед собой задачи проследить историю воплощения этой темы и устано вить, так сказать, чей-либо приоритет (ведь пришлось бы погружаться в глубь тысяче летий, вспоминать античное «через тер нии — к звездам», говорить" о Лукиане и других древних авторах), приведу несколь ко примеров. Разве после получения информации, принесенной искусственными спутниками и космическими кораблями, нагГисан диалог, несколько отрывков из которого приводят ся ниж-е? — Чем дальше мы уносимся вперед, Тем круг Земли становится все меньше... ...Летим вперед, и он уж начинает Теряться средь бесчисленного сонма Окрестных звезд... — Но что бы ты подумал, Когда б узнал, что есть миры громадней, Чем мир земной, что есть созданья выше, Чем человек, что их число несметно?.. И далее — о существах, погибших дав ным-давно на другой, неизмеримо далекой планете: ...— Их земля — Прошла навеки: бурные стихии Лицо земли так резко изменили, Что на ее поверхности теперь Едва ль найдется атом, им знакомый, А это был прекрасный,—о, какой Прекрасный мир. Это уже напоминает сегодняшние мрач ные фантастические романы и фильмы, предупреждающие о гибели миров в ре зультате ядерной войны. А взяты ' строчки из байроновского «Каина» в дореволюционном переводе Бу нина. Мятежного героя одноименной поэмы увлекает в безбрежные просторы Вселен ной Люцифер. Разве мы не испытываем благодарности к художнику слова, который так писал о космосе в начале двадцатых годов прош лого века, хотя сам сюжет поэмы «оттал кивается» от религиозного мифа о сотво рении человека,; а способ . передвижения его героя в дальнем космосе (причем —«от крытом», да еще — со скоростью... фотон ной ракеты) самый, так сказать, анти научный? А когда в поэме друга Байрона Шелли «Королева Маб» (в давнем перево де К. Бальмонта) читаешь строки: Шар> солнца, чуждый облачных покровов. Свершал свой путь сквозь впалость черноты,— тоже ведь может показаться, что это увидено из кабины космического ко рабля. А разве не по-новому воспринимаются теперь эти ломоносовские строки, написан ные в первой половине XVIII века: Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Как активно, многозначительно, обога щение звучит здесь — именно с позиций нашего • современного мышления — этот глагол: «открылась»! Великий ученый, который совершал ге ниальные открытия и делал материалисти ческие выводы вопреки своей религиозно сти, славил в этом стихотворении бога, а мы воспринимаем его слова, как гимн мо гуществу человека, как обращение — через столетия — к нам. Вспомним, что у другого русского поэта- классика образ космической «бездны» ис пользован еще более выразительно и, я бы сказал, еще более «приближенно» к сегод няшним нашим возможностям: Небесный свод, горящий славой звездной. Таинственно глядит из глубины,— И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Какая неожиданность: Тютчев писал в этом удивительном стихотворении о «цар стве снов», но разве не вспоминаем мы вос- то'рженные. рассказы космонавтов об их реальных впечатлениях?! Немало стихов о космосе в дореволюци онном творчестве Валерия Брюсова. «Я в бесконечное бросаю стих!» — дерз ко декларировал поэт. В большом стихотворении «При элек тричестве» (1912 г.), воспевающем разнооб разные победы техники, мысль автора вдруг делает как бы крутой вираж: «Но есть еще мечта, чудесней и заветней». И концовка — такова: Я жду, что, наконец, увижу шар блестящий. Как точка малая, затерянный в огнях, Путем намеченным к иной земле летящий. Чтоб братство воссоздать в разрозненных мирах.. Пусть к иным мирам" летят сейчас не ша ры,— мчатся аппараты другой формы, пусть на Венере или Марсе не с кем уста навливать братство. Но доживи Брюсов до наших дней, он мог бы осуществить свою мечту... в одном из пунктов визуального слежения за спутниками и межпланетными кораблями! В другом стихотворении он с горечью обращался к самому себе: Не свершиться детским упованьям! Не увидишь; умиленный, ты,— Новый луч над вечным мирозданьем: Наш корабль в просторах пустоты! Не свершишь ты первого полета, Не прочтешь и на столбцах газет, Что безвестный ныне, славный кто-то. Как Колумб, увидел Новый свет. И космическую «ностальгию» — мучи тельную и сладостную память звездолетчи ка о родной Земле — тоже передавал Брю сов в одном из стихотворений 1912 года:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2