Сибирские огни № 06 - 1969
По-прежнему, и даже с еще большей действенностью звучит сегодня мощный ло зунг того же .поэта (выдвинутый им, ког да бомбы принадлежали еще к разряду «обычных вооружений»): «И песня и стих — это бомба и знамя»! И надо отчетливо понимать, что если заправилы империалистического лагеря не рискуют нажать кнопку термоядерной вой ны из-за боязни сокрушительного возмез дия, зато идеологи «свободного мира» пытаются исподволь отравлять сознание наших людей, так сказать, «психологиче ской радиацией» не только своих теорий, но и своих произведений. В наше сложнейшее время ленинское понятие партийности литературы, искусства и любого вида идеологии приобретает обостренно-глубокий смысл! Однако помогают ли художникам всех родов оружия упорные претензии некото рых критиков, искусствоведов и поэтов на возведение обязательного «интеллектуализ ма» в степень генеральной программы развития всего советского (и — мирового) искусства? Эту преблему иной раз назы вают — «проблемой № 1» современного искусствоведения. И эта активная однобо кость невольно порождает все новые и новые дискуссии, отвлекающие наше вни мание от решения более важных, общих для всех нас идеологических задач. Искусство, конечно, нужно и сегодня, в эпоху феноменальных побед науки,— гово рят нам сторонники этой точки зрения,— но... какое искусство? Интеллектуальный роман. Интеллекту альная поэзия (или «поэзия мысли»). Интеллектуальный театр и кинематограф. Интеллектуальный герой и т. д. Только такое искусство пригодится, только оно способно заинтересовать человека второй половины двадцатого столетия. Ведь ему и при среднем уровне развития известно сегодня многое, о чем совсем недавно не имели представления даже люди широкооб разованные. Это, конечно, в общем, верно, хотя вы воды отсюда делаются слишком прямоли нейные и, зачастую, лишенные историзма. К аргументации энтузиастов этой точки зрения, зачастую противоречивой, я вер нусь в следующем разделе статьи. А пока остановлюсь на одном, так сказать, част ном вопросе. Хотя требования к «интеллектуальности искусства» глобальны и адресуются порою к произведениям любого жанра и на любую тему, естественно, что «космическая» тема тика представляется сегодня наиболее показательной и наиболее «уязвимой» в этом отношении. Вот почему имеет смысл сначала поговорить об этом подробнее. Не случайно иногда к поэзии предъявляется претензия: писать о звездах так, как писа ли лет десять — пятнадцать назад теперь уже нельзя. Конечно, если кто-то сегодня будет эксплуатировать в стихах «взаимозаме няемые» уподобления —«звезды смотрят, как ясные очи» и «у любимой глаза — слов но звезды»— из этого вряд ли получится что-либо художественно ценное. И не пото му, что это наивно выглядит с высоты на ших познаний, а просто потому, что это давным-давно шаблон. Однако, провозвестников интеллекту ализма беспокоит познавательность и сте пень «информативности» стиха. Достижения нашей астрономии, радио астрономии, радиофизики действительно громадны. И все-таки: «...Ядра галактик содержат, кроме звездного «населения», тела неизвестной нам незвездной природы». «...Взрыву под верглось, конечно, какое-то незвездное тело чрезвычайно большой массы». «Проблема ядер галактик представляет собой слож нейшую загадку, которую нам ставит при рода». Об этом интересно рассказывает заме чательный ученый, выдающийся астроном современности академик В. Амбарцумян на страницах «Известий», в статье, которая не случайно называется «Тайны Вселенной». Правда, в данном случае речь идет о неве роятно далеких от нас туманностях. Но ведь и с нашей галактикой еще не все до конца ясно (как, впрочем, и с на шей планетой!). Да и вообще некоторые научные гипотезы, казавшиеся еще недавно вполне убедительными, теперь подвергают ся сомнению. И в этом тоже — одно из доказательств поступательного движения самой науки! В той же статье В. Амбарцумян пишет: «Встречаются попытки уложить огром ное многообразие явлений, наблюдаемое в мире галактик, в рамки схемы, известной под названием «теории расширяющейся Вселенной», которая лишь грубо и упро щенно описывает отдельные свойства ги гантской системы галактик, в которой мы живем». И вот можно вообразить, что и о поэтах, как-то .откликавшихся на «теорию расширяющейся Вселенной» (а таких стихов немало) или строивших в этом плане ка кие-то образные сравнения, «ассоциатив ные связи», следовало бы сказать сейчас, что они отстали от современного уровня мышления. Но ведь завтра наука неизбежно раз двинет свои горизонты и те или иные но вейшие теории и гипотезы в чем-то уста реют. А непреходящие ценности искусства останутся независимо от этого, в то вре мя как плохие, шаблонные, бескрылые, хо тя бы и точные, забудутся — они действи тельно никому не нужны. Между тем автор интересной статьи об истории научных открытий и психологии их восприятия современниками —«Обыкно венное и необычное» — Е. Фейнберг (сНо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2