Сибирские огни № 06 - 1969
тельный» и «индустриальный» подчеркнуты самим Белинским (см. его статью «Горе от ума», соч. А. С. Грибоедова»), Разумеется, уровень тогдашней индуст риализации кажется нам до смешного низ ким. Однако позволительно ли забывать, что открытие возможностей пара для фабрично го производства, изобретение и практичес кое использование железнодорожного сооб щения и парохода, бороздящего моря, не случайно же вошло в историю под назва нием «промышленной р е в о л ю ц и и » . Пойдем далее. В разных статьях и ис следованиях неоднократно указывалось на то, что «вождь» итальянского футуризма Маринетти призывал разрушать музеи, кар тинные галереи. Однако это лишь вторая половина печально известного «лозунга». А полностью эта фраза звучит так: «В наступающем царстве Божественного Электричества, механизмов, ускоренной жиз ни надо разрушить академии и музеи!» (Имелись в виду академии искусств). Знакомые рассуждения? После очередного качественного скачка в технике и очевидной победы принципиаль но нового вида энергии появился при зыв: «Долой все прежние, накопленные тысячелетиями сокровища искусства!» Обратите внимание на ход рассуждений (в канун первой мировой войны) одного из второстепенных персонажей романа А. Толстого «Сестры» некоего Сапожко ва, лихого противника «устаревшего искус ства»: «Вот искусство: красный автомобиль, гуттаперчевые шины, пуд бензина — и сто верст в час!» Видите? Снова и снова тот же мотив по глощения искусства техникой — плодом на уки. И хотя ныне «сосуществуют» с бензином совсем иное горючее, а с автомобилем — аппараты другого назначения, мчащиеся со скоростью не сто километров, а тридцать и более тысяч километров в час, логика са моновейших ниспровергателей искусства не продвинулась ни на сантиметр! В аргументации их как раз никакого ка чественного скачка не произошло1. Через энное число лет, десятилетний, лю бых других «отрезков времени», при новых научно-технических и связанных с ними «психологических» переворотах — будут по являться новые ниспровергатели с анало гичными мотивировками. Возникла инерция. Замкнутый круг. Надо ли уточнять, что во всех — пред, шествующих и последующих —- рассуждени ях я имею в виду искусство полноценное, действительно' заслуживающее своего на именования, произведения талантливые, от. меченные человеческой и художнической ин 1 Разве что обещают до такой степени усо* вершенствовать машины, конструирующие стихи, что самые «рядовые» из них будут выдавать на перфоленте поэтическую продукцию,,, пушкинско го уровня. дивидуальностью автора, с активной граж данственностью, четкой идейностью, или яркостью выражения глубоких интимных чувств. Произведения слабые, идейно незрелые, художественно бледные, стандартные, при митивные, безусловно, могут усиливать пре небрежительное отношение к искусству со стороны тех, кто склонен вообще отрицать его или еще не успел полюбить. Справедливости ради следует сказать, что вопрос о неизбежной обреченности ис кусства перед лицом научного прогресса тревожит порою и деятелей самого искус ства. Почти поговоркой стали в наши дни строчки: Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне. Не все помнят их продолжение: Дело не в сухом расчете. Дело в мировом законе. Такова уж специфика нашей современ ности — вот вывод из стихотворения, напи санного известным советским поэтом Бо рисом Слуцким в 50-х годах XX века Но давайте вспомним стихотворение другого автора, названное им «Последний поэт»,— и само название это передает тра гедийное восприятие темы автором: Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы. Первая строка стихотворения звучит так: «Век шествует путем своим желез ным». А ведь это был не двадцатый, а де вятнадцатый век, еще не достигший своей середины! Современнику Пушкина Евгению Бара тынскому тоже казалось, вероятно, что «дело в мировом законе»: он считал, что поэту, вытесненному из жизни наукой и промышленностью, остается одно — похоро нить на дне морском «свои мечты, свой бесполезный дар». Вот уж, казалось бы, авторитетное под тверждение тезиса о бесполезности и обре ченности искусства перед лицом науки, хо тя и высказанное когда-то с противополож ных позиций. Авторитетное, если не считать того, что оно... опровергнуто самой жизнью. В общем, как торжествующий итог, словно бы ответ и Баратынскому, опасав шемуся за судьбу искусства и всем, кто- пытался, пытается, будет пытаться бестре петно «ликвидировать» художественное творчество, обосновать его никчемность в сравнении с творчеством научным, звучат знаменитые строки великого советского по эта — грубовато-шутливые по форме и очень серьезные по сути: ...Но поэзия — пресволочнейшая штуковина: существует — ____ __ . И ИИ в зуб ногой!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2