Сибирские огни № 06 - 1969
подросток, увлеченный своими ребячьими еще делами, на. нелегальное собрание рабо чих он попадает совершенно случайно. А потом мы видим, как под влиянием со знательных рабочих и революционных собы тий в стране Сергей все более осознанно принимает участие в растущем революцион ном движения. В эпилоге Сергей Мохов — делегат VIII Всероссийского съезда Сове тов, он обсуждает вместе со всеми ленин ский план электрификации страны. Писа тель проследил процесс формирования со знания рабочего подростка, показал его по степенное и неуклонное превращение в профессионального революционера. Не менее интересна фигура старого ра бочего Максима Пенкина, считавшего себя «вне политики» и не желавшего участвовать в забастовке. Но события в городе разви ваются так стремительно и так трагически для рабочих, что умный и честный Максим Пенкин уже не может остаться в стороне, он приходит к единственно правильному выводу: бороться за свои рабочие права! В этой повести Г. Пушкарев сумел пе редать главное в состоянии красноярских рабочих: их настойчивый и плодотворный поиск путей в революцию. Видимо, не слу чайно первыми в Сибири взяли власть в свои руки в октябре 1917 года именно крас ноярские рабочие. Повесть «Реалисты» тоже посвящена ре волюции 1905 года. И хотя город, где жи вут и действуют ее герои, прямо не обо значен, нетрудно догадаться, что это — Барнаул. «Это был обычный сибирский город»,— так начинается повесть.— Сотню лет тому назад здесь был сереброплавильный завод, от которого остались старые полуразрушен ные корпуса, легенда о заводоуправителях, царских наместниках, бергалах, да стоящая в музее скромная модель «огнедышащей машины», изобретенной горным мастером Иваном Ползуновым. Действующие лица этой повести — уче ники Барнаульского реального училища, вероятно, того самого, в котором учился более шестидесяти лет назад сам Глеб Ми хайлович. Здесь в большей мере, чем в дру гих произведениях, Г. Пушкарев идет от увиденного и взволнованно пережитого. В повести верно рисуется не только жизнь учащихся, их повседневный быт, характер обстановки в реальном училище, но и жизнь всего города в период бурных собы тий времени. Рассказано, как в городу бастовали при казчики, чего они требовали, организовав шись в Союз; довольно подробно изобра жена реакция разных слоев городского на селения на лживый манифест царя о даро вании свобод — свободы личности, совести, слова, собраний и союзов. Некоторые обы ватели, даже весьма р-революционно на строенные «захлебнулись от восторга»: «Ну, конечно, рабочие, добились всего, о чем меч тали!» Но не успели прозвучать слова о свободах, как начались погромы всех, кто хотя бы чуть-чуть был заподозрен в поли тической неблагонадежности. Погромы ор ганизовал полицмейстер Тарасенко с по мощью протоиерея местного собора отца Елпидифора. В сущности, они действовали по прямому приказу правительства: «Дей ствовать решительно, не останавливаясь пе ред кровопролитием... Революцию уничто жить в корне». В Барнауле эти погромы окончились трагикомически. Начали с погро мов неблагонадежных, а затем перешли на разгром квартиры главы городской управы Орловского, купеческих магазинов, домов промышленников. Зашевелились «отцы» го рода: «Политика— политикой, а при чем наши магазины?» Полетели телеграммы властям губернским и даже выше — в Пе тербург. Погромы быстро прекратили, а полицмейстера сделали козлом отпущения. Тарасенко был, конечно, недалек и явно переусердствовал, но все-таки справедливо недоумевал: почему и те, кто приказывал, и те, кто его благословлял, так поспешно от него отказались? В этой сложной обстановке, с одной стороны,— революционные выступления тру дящихся, с другой— .правительственная ложь, полицейские ¡погромы, круговое пре дательство — молодежи города, учащимся гимназий я реальных училищ приходилось жить, думать, выбирать свое место в жизни и в обострившейся борьбе. Г. Пушкарев ведет повествование очень просто. Он хорошо знает меру своих воз можностей, он понимает, что в естествен ности интонации рассказа о виденном и пе режитом его сила. Иногда он излишне пря молинеен в обрисовке героев и мало живо писен в изображения обстановки. Но дыха- ййе времени ощутимо почти в каждой главе повести. .Верно подмечено: подавляю щее большинство юношей и девушек пытли во всматривалось во все, что вокруг них происходило, они быстро схватывали новое, быстро росли политически, .рано взрослели. Обычная школа с ее издавна установивши мися реакционными порядками превраща лась для них в арену первых политических битв. А главный герой повести Антон Кост ров, еще не окончив школы, переходит на нелегальное положение в качестве редакто ра ¡подпольной газеты большевистского на правления. Антон Костров — наиболее примечатель ная фигура повести. В нем есть та цельность характера, которая всегда привлекает в человеке. Он горяч и порывист не менее, чем его товарищ по училищу и по комнате Вознесенский. Но с самого начала он ж аж дет ясного и осмысленного дела без запаль чивости и суетливости, которая свойственна Вознесенскому. Он стремится понять люден, самостоятельно разобраться в событиях, он мечтает о настоящей революционной работе. И Антон ее находит, потому что серьезно обеспокоен будущим страны, потому что думает и учится у своих новых товарищей — большевиков, у Ленина, произведения кото рого внимательно изучает. Он сдерживает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2