Сибирские огни № 06 - 1969

подросток, увлеченный своими ребячьими еще делами, на. нелегальное собрание рабо­ чих он попадает совершенно случайно. А потом мы видим, как под влиянием со­ знательных рабочих и революционных собы­ тий в стране Сергей все более осознанно принимает участие в растущем революцион­ ном движения. В эпилоге Сергей Мохов — делегат VIII Всероссийского съезда Сове­ тов, он обсуждает вместе со всеми ленин­ ский план электрификации страны. Писа­ тель проследил процесс формирования со­ знания рабочего подростка, показал его по­ степенное и неуклонное превращение в профессионального революционера. Не менее интересна фигура старого ра­ бочего Максима Пенкина, считавшего себя «вне политики» и не желавшего участвовать в забастовке. Но события в городе разви­ ваются так стремительно и так трагически для рабочих, что умный и честный Максим Пенкин уже не может остаться в стороне, он приходит к единственно правильному выводу: бороться за свои рабочие права! В этой повести Г. Пушкарев сумел пе­ редать главное в состоянии красноярских рабочих: их настойчивый и плодотворный поиск путей в революцию. Видимо, не слу­ чайно первыми в Сибири взяли власть в свои руки в октябре 1917 года именно крас­ ноярские рабочие. Повесть «Реалисты» тоже посвящена ре­ волюции 1905 года. И хотя город, где жи­ вут и действуют ее герои, прямо не обо­ значен, нетрудно догадаться, что это — Барнаул. «Это был обычный сибирский город»,— так начинается повесть.— Сотню лет тому назад здесь был сереброплавильный завод, от которого остались старые полуразрушен­ ные корпуса, легенда о заводоуправителях, царских наместниках, бергалах, да стоящая в музее скромная модель «огнедышащей машины», изобретенной горным мастером Иваном Ползуновым. Действующие лица этой повести — уче­ ники Барнаульского реального училища, вероятно, того самого, в котором учился более шестидесяти лет назад сам Глеб Ми­ хайлович. Здесь в большей мере, чем в дру­ гих произведениях, Г. Пушкарев идет от увиденного и взволнованно пережитого. В повести верно рисуется не только жизнь учащихся, их повседневный быт, характер обстановки в реальном училище, но и жизнь всего города в период бурных собы­ тий времени. Рассказано, как в городу бастовали при­ казчики, чего они требовали, организовав­ шись в Союз; довольно подробно изобра­ жена реакция разных слоев городского на­ селения на лживый манифест царя о даро­ вании свобод — свободы личности, совести, слова, собраний и союзов. Некоторые обы­ ватели, даже весьма р-революционно на­ строенные «захлебнулись от восторга»: «Ну, конечно, рабочие, добились всего, о чем меч­ тали!» Но не успели прозвучать слова о свободах, как начались погромы всех, кто хотя бы чуть-чуть был заподозрен в поли­ тической неблагонадежности. Погромы ор­ ганизовал полицмейстер Тарасенко с по­ мощью протоиерея местного собора отца Елпидифора. В сущности, они действовали по прямому приказу правительства: «Дей­ ствовать решительно, не останавливаясь пе­ ред кровопролитием... Революцию уничто­ жить в корне». В Барнауле эти погромы окончились трагикомически. Начали с погро­ мов неблагонадежных, а затем перешли на разгром квартиры главы городской управы Орловского, купеческих магазинов, домов промышленников. Зашевелились «отцы» го­ рода: «Политика— политикой, а при чем наши магазины?» Полетели телеграммы властям губернским и даже выше — в Пе­ тербург. Погромы быстро прекратили, а полицмейстера сделали козлом отпущения. Тарасенко был, конечно, недалек и явно переусердствовал, но все-таки справедливо недоумевал: почему и те, кто приказывал, и те, кто его благословлял, так поспешно от него отказались? В этой сложной обстановке, с одной стороны,— революционные выступления тру­ дящихся, с другой— .правительственная ложь, полицейские ¡погромы, круговое пре­ дательство — молодежи города, учащимся гимназий я реальных училищ приходилось жить, думать, выбирать свое место в жизни и в обострившейся борьбе. Г. Пушкарев ведет повествование очень просто. Он хорошо знает меру своих воз­ можностей, он понимает, что в естествен­ ности интонации рассказа о виденном и пе­ режитом его сила. Иногда он излишне пря­ молинеен в обрисовке героев и мало живо­ писен в изображения обстановки. Но дыха- ййе времени ощутимо почти в каждой главе повести. .Верно подмечено: подавляю­ щее большинство юношей и девушек пытли­ во всматривалось во все, что вокруг них происходило, они быстро схватывали новое, быстро росли политически, .рано взрослели. Обычная школа с ее издавна установивши­ мися реакционными порядками превраща­ лась для них в арену первых политических битв. А главный герой повести Антон Кост­ ров, еще не окончив школы, переходит на нелегальное положение в качестве редакто­ ра ¡подпольной газеты большевистского на­ правления. Антон Костров — наиболее примечатель­ ная фигура повести. В нем есть та цельность характера, которая всегда привлекает в человеке. Он горяч и порывист не менее, чем его товарищ по училищу и по комнате Вознесенский. Но с самого начала он ж аж ­ дет ясного и осмысленного дела без запаль­ чивости и суетливости, которая свойственна Вознесенскому. Он стремится понять люден, самостоятельно разобраться в событиях, он мечтает о настоящей революционной работе. И Антон ее находит, потому что серьезно обеспокоен будущим страны, потому что думает и учится у своих новых товарищей — большевиков, у Ленина, произведения кото­ рого внимательно изучает. Он сдерживает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2