Сибирские огни № 06 - 1969

часть их проживает в Сибири. В анкете был поставлен вопрос: «Где вы провели отпуск в прошлом году?» — В Сибири!— ответили 45,7 процента опрошенных. Пятьдесят пять процентов заполнивших анкету ответили, что они намерены провести отпуск следующего года в путешествиях по туристским маршрутам Сибири и Дальнего Востока. Что их привлекает? Путешествия по Байкалу — 34 процента ответов, по Оби — 15,8, по Алтаю— 15,4, тихоокеанский- круиз (Приморье, Сахалин, Курилы) — 14,9, путешествие по Приморскому краю — 6,4, по Енисею — 5,4, по Лене — 4,5, по Сая­ нам — 3,6 процента. Ну, а как туристов встретит Байкал да и другие заветные места, мы уже видели. Итак, как говорят экономисты, есть спрос на туо.изм, но нет предложения. Где же выход? Выход один — развивать туризм. И чем быстрее, тем лучше. На Западе утвердилось понятие «инду­ стрия туризма». Емкое понятие. Именно ин­ дустрия, имеющая важное экономическое значение. Туризм ныне обогнал по «валу» самую крупную статью мирового обмена — торговлю сырой нефтью. Доходы от туриз­ ма выше доходов *от торговли любым от­ дельно взятым товаром на мировом рынке. В 1965 году туризм давал Испании 43,2 процента всех поступлений иностранной ва­ люты, Мексике — 38,4, Греции— 13,6, Юго­ славии — 12,9 процента, а общий доход от международного туризма составлял свыше 11 миллиардов долларов. На туризм в пре­ делах своих стран в том же году население мира израсходовало около 46 миллиардов долларов. Таким образом, туризм — высокодоход­ ная отрасль народного хозяйства. По пред­ варительным оценкам только на Байкале могут быть размещены предприятия индуст­ рии туризма, рассчитанные на обслужива­ ние около 560 тысяч человек в год. При средней цене путевки в 100 рублей это обес­ печит валовую выручку в сумме 560 мил­ лионов рублей. Но Байкал.заманчив и для иностранцев. Доктор экономических наук Павел Григорь- евич Олдак, возглавлявший экспедицию Института экономики и организации про­ мышленного производства Сибирского от­ деления Академии наук СССР в эти места, рассказывает, что у него было несколько встреч с парижанами. Он воспользовался этими контактами, чтобы задать вопрос: как средний состоятельный француз отнесся бы к тому, чтобы поехать на Байкал, израсхо­ довав тысячу долларов (учитывая расходы на дорогу)? Восторг собеседников был велик. Они прямо говорили: дайте возможность нашим соотечественникам повидать это чудо из чудес. А корреспондент французской газеты заявил: он гарантирует, что уже в следую­ щем году 10 тысяч парижан будут готовы отправиться на Байкал, разрешите только написать об этом. 10 тысяч иностранных туристов, при­ ехавших на Байкал, дадут выручку в 10 миллионов долларов, что равно стоимости 10 тонн золота. К 1980 году на Байкале мо­ жет быть создана база для обслуживания примерно 100 тысяч иностранных туристов, выручка составит около 100 миллионов дол­ ларов. Короче: к 1980 году предприятия инду­ стрии туризма могут дать 43,7 процента валовой продукции Прибайкалья при самом высоком уровне развития его целлюлозно- бумажной, лесной и всех других отраслей промышленности и сельского хозяйства. Но значение туризма экономикой не ог­ раничивается. Человек из-за рубежа сможет посмотреть наши достижения. Советским людям туризм позволит лучше узнать свою страну, увидеть то, что делается на ее про­ сторах, еще больше полюбить ее, гордить­ ся ею. В нашей стране, особенно в восточных районах, туристская «целина» очень велика. С чего начинать ее освоение? Конечно, с того, что требует наименьших капитальных затрат. Это — путешествия на туристских теплоходах, это — спортивная охота, это — производство сувениров. Теплоход, как средство сообщения, на дальних расстояниях не выдержал конкурен­ ции с местной авиацией. Планы пассажир­ ских перевозок трещат. Суда Дальневосточ­ ного морского пароходства, совершая нере­ гулярное каботажное плавание и небольшое число туристских рейсов, «наплавали» в 1966 году 4 миллиона рублей убытков, Черно­ морское пароходство на перевозках пасса­ жиров — 5 миллионов рублей убытков. Но вот то же Дальневосточное пароход­ ство организовало туристский рейс корабля «Русь» в тропики. В «тоге — 18,7 тысячи рублей прибыли... Путешествие по Сибири на теплоходе — первый и очень важный шаг в развитии индустрии туризма. При этом не требуется строить крупных баз, лишь в отдельных, наиболее красивых местах следует оборудо­ вать кемпинги, где туристы могли бы сде­ лать остановку на два-три дня. В остальное время на теплоходе они найдут и стол и кров. С путешествий на теплоходах следует начинать туризм и на Байкале. Этой цели могут послужить крупные морские катера, имеющие одноместные и двухместные каю­ ты на 13—15 пассажиров. Они позволят ту­ ристам «оторваться» от больших людских скоплений, почувствовать себя наедине с природой, познакомиться с побережьем, вы­ брать по своему вкусу места стоянок, ры­ балки и т. д Для путешествий легко может быть приспособлен буксирно-разъездной теп­ лоход Р-376У, который обладает хорошими мореходными качествами. Это краткосрочная программа индустрии туризма на Байкале, программа-минимум. Ее осуществление даст средства для пре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2