Сибирские огни № 06 - 1969
П РО БЛЕМЫ МЫСЛИ • П РЕД ЛОЖ ЕН И Я Ф. Батурин ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ «Мы ленивы и нелюбопытны»... Живи Александр Сергеевич сейчас, у не го не было бы оснований бросить нам этот горький упрек. Мы хотим много знать и быстро собираемся в дорогу. Двадцатый век снабдил нас чудесными каналами ин формации. Поворот рычажка^ и «Орбита» перенесет сибиряка в Гренобль. Можно, по завтракав в Новосибирске, в этот же день успеть к завтраку в Москву... И все же иногда (и не так уж редко) обстоятельства заставляют нас почувство вать справедливость знаменитого афоризма Пушкина. В прошлом году командировка занесла меня в Иркутск. Два часа потребовалось красавцу «ТУ-104», чтобы домчать меня сю да из Новосибирска. С нетерпением жду субботы, чтобы повидать чудо природы — легендарный Байкал. В моем распоряжений почти целых два дня. Уеду, думаю, на озе ро, там переночую и вечером в воскре сенье— снова в Иркутске. За это время можно-набродиться, насмотреться, запастись сувенирами, взять напрокат рыболовные снасти... Все оказалось прозаичнее. Маршрут порт Байкал — Нижнё-Ангарск отпал сразу. Кру говой рейс по озеру продолжается 5 суток, на линии работает один пароход, билеты запроданы до конца сезона. Экскурсионную линию Иркутск — Большие Коты обслужи вает один теплоход. Стоянка в Больших Котах 3 часа. О том, чтобы взять билеты, не может быть и речи. Остается прогулоч ный маршрут Иркутск — Лиственничное (в устье Ангары). С трудом достаю билет. — Переночевать в Лиственничном найду место? — опрашиваю у попутчиков. Смеются, как будто я сию минуту за мыслил попасть на Луну. Только отплыли, опустился туман, «Ракета» сбавила ход. В просветах выступали скалистые берега, лодки с рыбаками-любителями. В Листвен ничном выяснилось, что места для ночлега нет, столовая закрыта, а наш теплоход ско ро уходит, может быть, сегодня больше не вернется. Все мы, туристы, ринулись поку пать билеты на обратный путь и не отхо дили от причала далее десятка шагов. И сейчас, когда меня спрашивают, был ли я на Байкале, я не знаю, что ответить. «Неужели нельзя,— думал я, покидая негостеприимный берег,— сделать так, что бы Байкал стал местом отдыха, неужели нельзя построить гостиницы, кафе, оборудо вать пляжи, наладить транспорт, снаб жение?..» Буквально на глазах преображается на ша земля. Несколько лет назад север Запад но-Сибирской низменности был пустынен и дик, а сегодня здесь протянулись стальные нити труб, по которым идут на запад и на юг нефть и газ, выросли новые города. На шим гидростанциям завидует мир, наши промышленные комплексы поражают вооб ражение. Я не помню дня, в который бы не встретил на улицах новосибирского Ака демгородка восхищенных экскурсантов — своих и иноземных. Все у нас в Сибири строится с огромным размахом, по-хозяйски. А когда дело дохо дит до отдыха, то есть когда человек име ет досуг и собирается что-го увидеть, узнать, набраться сил, потратить в свое удовольст вие заработанные деньги, мы ему почти ничего не можем предложить, здесь мы беспомощны. Конечно, у нае десятки миллионов мест в домах отдыха, санаториях, на курортах. Ну, а если человек не хочет на юг, если он не настолько слаб, чтобы валяться в сана тории. Если ему хочется на Байкал, в дебри Уссурийского края, на просторы Оби, Енисея, Лены, Амура, в Горный Алтай, на тихоокеанское побережье?.. Дотошные социологи опросили 400 пас сажиров новосибирского аэропорта Толма- чево и сотрудников некоторых научных ин ститутов Академгородка. Подавляющая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2