Сибирские огни № 06 - 1969

П РО БЛЕМЫ МЫСЛИ • П РЕД ЛОЖ ЕН И Я Ф. Батурин ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ «Мы ленивы и нелюбопытны»... Живи Александр Сергеевич сейчас, у не­ го не было бы оснований бросить нам этот горький упрек. Мы хотим много знать и быстро собираемся в дорогу. Двадцатый век снабдил нас чудесными каналами ин­ формации. Поворот рычажка^ и «Орбита» перенесет сибиряка в Гренобль. Можно, по­ завтракав в Новосибирске, в этот же день успеть к завтраку в Москву... И все же иногда (и не так уж редко) обстоятельства заставляют нас почувство­ вать справедливость знаменитого афоризма Пушкина. В прошлом году командировка занесла меня в Иркутск. Два часа потребовалось красавцу «ТУ-104», чтобы домчать меня сю­ да из Новосибирска. С нетерпением жду субботы, чтобы повидать чудо природы — легендарный Байкал. В моем распоряжений почти целых два дня. Уеду, думаю, на озе­ ро, там переночую и вечером в воскре­ сенье— снова в Иркутске. За это время можно-набродиться, насмотреться, запастись сувенирами, взять напрокат рыболовные снасти... Все оказалось прозаичнее. Маршрут порт Байкал — Нижнё-Ангарск отпал сразу. Кру­ говой рейс по озеру продолжается 5 суток, на линии работает один пароход, билеты запроданы до конца сезона. Экскурсионную линию Иркутск — Большие Коты обслужи­ вает один теплоход. Стоянка в Больших Котах 3 часа. О том, чтобы взять билеты, не может быть и речи. Остается прогулоч­ ный маршрут Иркутск — Лиственничное (в устье Ангары). С трудом достаю билет. — Переночевать в Лиственничном найду место? — опрашиваю у попутчиков. Смеются, как будто я сию минуту за­ мыслил попасть на Луну. Только отплыли, опустился туман, «Ракета» сбавила ход. В просветах выступали скалистые берега, лодки с рыбаками-любителями. В Листвен­ ничном выяснилось, что места для ночлега нет, столовая закрыта, а наш теплоход ско­ ро уходит, может быть, сегодня больше не вернется. Все мы, туристы, ринулись поку­ пать билеты на обратный путь и не отхо­ дили от причала далее десятка шагов. И сейчас, когда меня спрашивают, был ли я на Байкале, я не знаю, что ответить. «Неужели нельзя,— думал я, покидая негостеприимный берег,— сделать так, что­ бы Байкал стал местом отдыха, неужели нельзя построить гостиницы, кафе, оборудо­ вать пляжи, наладить транспорт, снаб­ жение?..» Буквально на глазах преображается на­ ша земля. Несколько лет назад север Запад­ но-Сибирской низменности был пустынен и дик, а сегодня здесь протянулись стальные нити труб, по которым идут на запад и на юг нефть и газ, выросли новые города. На­ шим гидростанциям завидует мир, наши промышленные комплексы поражают вооб­ ражение. Я не помню дня, в который бы не встретил на улицах новосибирского Ака­ демгородка восхищенных экскурсантов — своих и иноземных. Все у нас в Сибири строится с огромным размахом, по-хозяйски. А когда дело дохо­ дит до отдыха, то есть когда человек име­ ет досуг и собирается что-го увидеть, узнать, набраться сил, потратить в свое удовольст­ вие заработанные деньги, мы ему почти ничего не можем предложить, здесь мы беспомощны. Конечно, у нае десятки миллионов мест в домах отдыха, санаториях, на курортах. Ну, а если человек не хочет на юг, если он не настолько слаб, чтобы валяться в сана­ тории. Если ему хочется на Байкал, в дебри Уссурийского края, на просторы Оби, Енисея, Лены, Амура, в Горный Алтай, на тихоокеанское побережье?.. Дотошные социологи опросили 400 пас­ сажиров новосибирского аэропорта Толма- чево и сотрудников некоторых научных ин­ ститутов Академгородка. Подавляющая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2