Сибирские огни № 06 - 1969
мобиле управления. Но он соответствует непрерывности производства и не вызывает тревоги. Другое дело, что по мере его рас ширения и усложнения еще стремительнее возрастает необходимость мерить и считать. На производствах высокой точности созда ется иной раз положение, при котором на каждого рабочего-станочника приходится по контролеру готовой продукции да плюс к тому сотрудники технологических, конструк торских, нормативных бюро, работники ла бораторий, обслуживающий и администра тивный аппарат. Такое положение иным представляется следствием какой-то всепожирающей бюро кратизации: «В былые времена обходились и без этих громоздких надстроек»... Рас суждения, подобные этому, всем знакомы. Идут они от того, что техническую невоору- женность служб измерения, контроля, пере работки документации порой легко спутать с действительной бюрократизацией. Между тем, общего в них ничего нет. Инженерной мысли легче дается совершенствование са мих процессов производства, нежели процес сов управления ими. Таков один из пара доксов технического прогресса. Парадокс мог завести, однако, слишком далеко. Наука, пусть с некоторым опозда нием, но заметила смещение в тенденциях технического развития. Системам управле ния, их автоматизации сейчас уделяется большое внимание во всех странах. Наступ ление ведется сразу, с двух сторон. С одно го фланга его обеспечивает автометрия, с другого — кибернетика. Одна находит но вые пути автоматизации измерений и пер вичного их анализа, другая — переработки уже обогащенной информации и выбора оп тимальных решений. Дело в том, что все иные машины мож но уподобить лишь мускулам, а ЭВМ — мозгу. Двигатели и сопряженные с ними механизмы как бы умножают физические силы людей. ЭВМ умножает их творческие способности, в том числе и к созданию но вых механизмов. Но это опять аналогии. Они несколько упрощают. Если же- придерживаться мысли ученого, то говорить об ЭВМ следует как об универсальном преобразователе инфор мации. Именно этим делом и занят посто янно человеческий мозг. В роли такого пре образователя он выступает при переводе с одного языка на другой, при составлении экономических планов, при решении мате матических задач, при художественном творчестве. Даже в то время, когда мозгу не дается «специального» задания, он при зван координировать движения человека и выполнять все ту же работу по преобразо ванию информации, получаемой датчиками периферической нервной системы. Вот-вот, скажет малосведущий, мозг спо собен перерабатывать любую информа цию— сигналы об измерениях температуры, цвета, света, звука, о степени утомления мышц и о зрительных образах предметов. А что может машина? Ее кормят цифрами и только цифрами. Следовательно, и преоб разовать она может только числа. От» нее нельзя получить нечто другое, ибо ничего другого ей не давали. Ох, эта формальная логика! Как безо- (Ошибочно она оперирует аксиомами. Каза лось бы, все верно в суждении. Ан, нет! Упущено, что любые сигналы, любую ин формацию, в принципе, можно привести к числовому выражению. Такая поправка в корне меняет суть дела. Свет и звук после того, как они будут измерены цифровым прибором, станут «понятными» для ЭВМ точно так же, как число. На этом первом этапе преобразований, скажем, световых сигналов в цифровые ав тометрия и смыкается с кибернетикой. Циф- ромеры, разработанные Цапенко и другими учеными, восполняют собой важное звено в цепи измерение — преобразование инфор мации — логический вывод. Но речь идет, конечно, не столько об отдельных прибо рах, сколько об их взаимодействующих си стемах. Не обидна ли для цифромеров роль «обслуги» ЭВМ? Напротив, почетна. Ведь они должны сами решать, какую информа цию передавать кибернетической машине для дальнейшей обработки. А ®т машины человек потребует не только суммирования, но и глубокого логического анализа, всесто роннего преобразования полученной инфор мации и, наконец, выводов. Уже и сейчас существуют области дея тельности, где на человека наваливается такое количество информации, которое пре восходит его возможности к анализу! Возни кает информационный затор. Нужны изме рители и анализаторы-автоматы. Ученые намерены поручить им даже..., научные ис следования. Не будет плохого, если приборы ока жутся способными учениками и разделят с учителем не только тяготы механического счета, но и муки творчества. Но для того, чтооы создавать и «обу чать» приборы, нужны учителя—конструкто ры и инженеры, экспериментаторы и теоре тики. Цапенко выступает в двоякой роли: он продолжает исследования новых воз можностей переработки информационной лавины и готовит «учителей». Студентам надо прочесть лекцию так, чтобы оми увлеклись темой, чтобы сложней шие проблемы не расхолаживали своей трудностью, а привлекали поиском решения. Аспирантам нужно поручить работу такую, чтобы результаты ее не легли на полку учебного архива, чтобы к концу исследова ний аспирант мог поспорить с профессором. Именно поспорить. Грош цена дисаертации, если не вносит она нового, неизвестного да же тому, кто руководил работой. Грош цена... Кто-кто, а Цапенко знает цену открытий, цену труда, который стоит за ними. Но знает он и то, что его новые ученики обязательно должны пойти дальше него. Для этого, кроме лекций и консуль таций, им нужно живое дело.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2