Сибирские огни № 06 - 1969

мобиле управления. Но он соответствует непрерывности производства и не вызывает тревоги. Другое дело, что по мере его рас­ ширения и усложнения еще стремительнее возрастает необходимость мерить и считать. На производствах высокой точности созда­ ется иной раз положение, при котором на каждого рабочего-станочника приходится по контролеру готовой продукции да плюс к тому сотрудники технологических, конструк­ торских, нормативных бюро, работники ла­ бораторий, обслуживающий и администра­ тивный аппарат. Такое положение иным представляется следствием какой-то всепожирающей бюро­ кратизации: «В былые времена обходились и без этих громоздких надстроек»... Рас­ суждения, подобные этому, всем знакомы. Идут они от того, что техническую невоору- женность служб измерения, контроля, пере­ работки документации порой легко спутать с действительной бюрократизацией. Между тем, общего в них ничего нет. Инженерной мысли легче дается совершенствование са­ мих процессов производства, нежели процес­ сов управления ими. Таков один из пара­ доксов технического прогресса. Парадокс мог завести, однако, слишком далеко. Наука, пусть с некоторым опозда­ нием, но заметила смещение в тенденциях технического развития. Системам управле­ ния, их автоматизации сейчас уделяется большое внимание во всех странах. Наступ­ ление ведется сразу, с двух сторон. С одно­ го фланга его обеспечивает автометрия, с другого — кибернетика. Одна находит но­ вые пути автоматизации измерений и пер­ вичного их анализа, другая — переработки уже обогащенной информации и выбора оп­ тимальных решений. Дело в том, что все иные машины мож­ но уподобить лишь мускулам, а ЭВМ — мозгу. Двигатели и сопряженные с ними механизмы как бы умножают физические силы людей. ЭВМ умножает их творческие способности, в том числе и к созданию но­ вых механизмов. Но это опять аналогии. Они несколько упрощают. Если же- придерживаться мысли ученого, то говорить об ЭВМ следует как об универсальном преобразователе инфор­ мации. Именно этим делом и занят посто­ янно человеческий мозг. В роли такого пре­ образователя он выступает при переводе с одного языка на другой, при составлении экономических планов, при решении мате­ матических задач, при художественном творчестве. Даже в то время, когда мозгу не дается «специального» задания, он при­ зван координировать движения человека и выполнять все ту же работу по преобразо­ ванию информации, получаемой датчиками периферической нервной системы. Вот-вот, скажет малосведущий, мозг спо­ собен перерабатывать любую информа­ цию— сигналы об измерениях температуры, цвета, света, звука, о степени утомления мышц и о зрительных образах предметов. А что может машина? Ее кормят цифрами и только цифрами. Следовательно, и преоб­ разовать она может только числа. От» нее нельзя получить нечто другое, ибо ничего другого ей не давали. Ох, эта формальная логика! Как безо- (Ошибочно она оперирует аксиомами. Каза­ лось бы, все верно в суждении. Ан, нет! Упущено, что любые сигналы, любую ин­ формацию, в принципе, можно привести к числовому выражению. Такая поправка в корне меняет суть дела. Свет и звук после того, как они будут измерены цифровым прибором, станут «понятными» для ЭВМ точно так же, как число. На этом первом этапе преобразований, скажем, световых сигналов в цифровые ав­ тометрия и смыкается с кибернетикой. Циф- ромеры, разработанные Цапенко и другими учеными, восполняют собой важное звено в цепи измерение — преобразование инфор­ мации — логический вывод. Но речь идет, конечно, не столько об отдельных прибо­ рах, сколько об их взаимодействующих си­ стемах. Не обидна ли для цифромеров роль «обслуги» ЭВМ? Напротив, почетна. Ведь они должны сами решать, какую информа­ цию передавать кибернетической машине для дальнейшей обработки. А ®т машины человек потребует не только суммирования, но и глубокого логического анализа, всесто­ роннего преобразования полученной инфор­ мации и, наконец, выводов. Уже и сейчас существуют области дея­ тельности, где на человека наваливается такое количество информации, которое пре­ восходит его возможности к анализу! Возни­ кает информационный затор. Нужны изме­ рители и анализаторы-автоматы. Ученые намерены поручить им даже..., научные ис­ следования. Не будет плохого, если приборы ока­ жутся способными учениками и разделят с учителем не только тяготы механического счета, но и муки творчества. Но для того, чтооы создавать и «обу­ чать» приборы, нужны учителя—конструкто­ ры и инженеры, экспериментаторы и теоре­ тики. Цапенко выступает в двоякой роли: он продолжает исследования новых воз­ можностей переработки информационной лавины и готовит «учителей». Студентам надо прочесть лекцию так, чтобы оми увлеклись темой, чтобы сложней­ шие проблемы не расхолаживали своей трудностью, а привлекали поиском решения. Аспирантам нужно поручить работу такую, чтобы результаты ее не легли на полку учебного архива, чтобы к концу исследова­ ний аспирант мог поспорить с профессором. Именно поспорить. Грош цена дисаертации, если не вносит она нового, неизвестного да­ же тому, кто руководил работой. Грош цена... Кто-кто, а Цапенко знает цену открытий, цену труда, который стоит за ними. Но знает он и то, что его новые ученики обязательно должны пойти дальше него. Для этого, кроме лекций и консуль­ таций, им нужно живое дело.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2