Сибирские огни № 06 - 1969

У СИБИРСКИМ УЧЕНЫМ Б. Евладов Е Д И Н И Ц А Н О В И ЗНЫ Кто может сказать, что среди знакомых у него нет ни одного Михаила Петровича? Имя и отчество, пожалуй, самые распро­ страненные. Что касается фамилии Цапенко, то в Сибири она не слишком расхожая. Правда, украинцев здесь много, и фамилией тоже не удивишь. Во всяком случае однофамильцы возможны. Другое дело, что собралось их в Новосибирске необычно много. С одним Михаилом Петровичем Цапен­ ко я познакомился давно. О других слы­ шал несколько раз в разговорах с самыми различными людьми. Так, о бывшем одно­ класснике, «прима-шахматисте» говорил как- то заместитель председателя облисполко­ ма. О капитане сборной Новосибирска по волейболу припомнил однажды глава обл- спортсоюза. О талантливом студенте, а за­ тем инженере-испытателе упомянул дирек­ тор огромного авиационного завода. Еще одного Цапенко — и тоже Михаила Петро­ вича — ярким пропагандистом назвал зна­ комый партийный работник. Офицера М. П. Цапенко, занимавшего не по годам высокий пост, припомнил его боевой това­ рищ. От студентов я слышал восторги по поводу лекций профессора М. П. Цапенко. А молодой научный сотрудник в Академго­ родке сказал, что «папой» первых в мире иифромеров считается Михаил Петрович Цапенко — видный ученый, доктор техни­ ческих наук. Я подозревал, конечно, что с кем-то из новосибирских Цапенко мой знакомый был вовсе не однофамильцем. Но то, что рас­ сказы разных по характеру и возрасту лю­ дей, представителей десятка разных про­ фессий о своих друзьях или шефах могут оказаться рассказом об одном человеке, мне представлялось невероятным. Сам же Цапенко удивился потом .мое­ му удивлению: — Бог ты мой! Ведь прошли годы! Шах­ матным королем я ходил еше в старше­ классниках, а сейчас— обыкновенный «лю­ битель». Капитаном в волейболе — студен­ том и инженером. Теперь играю лишь от случая к случаю. Офицером действительно- был, но то в войну... Послушать Цапенко — все дело только в разных «уровнях времени». Сомнительно. Спортивные увлечения, конечно, могли ме­ няться. Но быстротечным временем не объяснить то, что офицер, причастный к средствам связи, стал исследователем в авиационной промышленности, конструк­ тор — крупным ученым. Это же не просто количественный рост. ...День защиты, дипломных проектов в Томском политехническом институте сов­ пал с началом войны. Новоиспеченный инженер-электрик Ми­ хаил Цапенко попросил направить его на фронт. Его направили... учиться. Он стал слушателем академии связи. Затем новое заявление: «...на фронт». И новое направле­ ние— учить. Офицеру Михаилу Цапенко поручалась подготовка для фронта ради­ стов высокой квалификации. Офицер ока­ зался талантливым преподавателем, требо­ вательным командиром. Вскоре он был на­ значен начальником штаба школы, а затем на такую же должность в отдельный ра- диополк. Было тогда Михаилу 25 лет. Пос­ ле окончания войны Цапенко сдал дела бравому подполковнику, который прослу­ жил в армии столько лет, .сколько Михаи­ лу насчитывалось от рождения. Но кадро­ вый офицер продолжал службу, Цапенко же предстояло начать еше неведомую жизнь «в гражданке». Студентом он знал, что получит назна­ чение на электростанцию, что работа не­ пременно будет интересной, что институт­ ские 'знания он сможет применить во всей полноте. Теперь получен опыт преподавателя и руководителя, теперь и знаний стало боль­ ше. Но как распорядиться ими? Выбор за­ висел уже не от комиссии по распределению- молодых специалистов — от него самого. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2