Сибирские огни № 06 - 1969
У СИБИРСКИМ УЧЕНЫМ Б. Евладов Е Д И Н И Ц А Н О В И ЗНЫ Кто может сказать, что среди знакомых у него нет ни одного Михаила Петровича? Имя и отчество, пожалуй, самые распро страненные. Что касается фамилии Цапенко, то в Сибири она не слишком расхожая. Правда, украинцев здесь много, и фамилией тоже не удивишь. Во всяком случае однофамильцы возможны. Другое дело, что собралось их в Новосибирске необычно много. С одним Михаилом Петровичем Цапен ко я познакомился давно. О других слы шал несколько раз в разговорах с самыми различными людьми. Так, о бывшем одно класснике, «прима-шахматисте» говорил как- то заместитель председателя облисполко ма. О капитане сборной Новосибирска по волейболу припомнил однажды глава обл- спортсоюза. О талантливом студенте, а за тем инженере-испытателе упомянул дирек тор огромного авиационного завода. Еще одного Цапенко — и тоже Михаила Петро вича — ярким пропагандистом назвал зна комый партийный работник. Офицера М. П. Цапенко, занимавшего не по годам высокий пост, припомнил его боевой това рищ. От студентов я слышал восторги по поводу лекций профессора М. П. Цапенко. А молодой научный сотрудник в Академго родке сказал, что «папой» первых в мире иифромеров считается Михаил Петрович Цапенко — видный ученый, доктор техни ческих наук. Я подозревал, конечно, что с кем-то из новосибирских Цапенко мой знакомый был вовсе не однофамильцем. Но то, что рас сказы разных по характеру и возрасту лю дей, представителей десятка разных про фессий о своих друзьях или шефах могут оказаться рассказом об одном человеке, мне представлялось невероятным. Сам же Цапенко удивился потом .мое му удивлению: — Бог ты мой! Ведь прошли годы! Шах матным королем я ходил еше в старше классниках, а сейчас— обыкновенный «лю битель». Капитаном в волейболе — студен том и инженером. Теперь играю лишь от случая к случаю. Офицером действительно- был, но то в войну... Послушать Цапенко — все дело только в разных «уровнях времени». Сомнительно. Спортивные увлечения, конечно, могли ме няться. Но быстротечным временем не объяснить то, что офицер, причастный к средствам связи, стал исследователем в авиационной промышленности, конструк тор — крупным ученым. Это же не просто количественный рост. ...День защиты, дипломных проектов в Томском политехническом институте сов пал с началом войны. Новоиспеченный инженер-электрик Ми хаил Цапенко попросил направить его на фронт. Его направили... учиться. Он стал слушателем академии связи. Затем новое заявление: «...на фронт». И новое направле ние— учить. Офицеру Михаилу Цапенко поручалась подготовка для фронта ради стов высокой квалификации. Офицер ока зался талантливым преподавателем, требо вательным командиром. Вскоре он был на значен начальником штаба школы, а затем на такую же должность в отдельный ра- диополк. Было тогда Михаилу 25 лет. Пос ле окончания войны Цапенко сдал дела бравому подполковнику, который прослу жил в армии столько лет, .сколько Михаи лу насчитывалось от рождения. Но кадро вый офицер продолжал службу, Цапенко же предстояло начать еше неведомую жизнь «в гражданке». Студентом он знал, что получит назна чение на электростанцию, что работа не пременно будет интересной, что институт ские 'знания он сможет применить во всей полноте. Теперь получен опыт преподавателя и руководителя, теперь и знаний стало боль ше. Но как распорядиться ими? Выбор за висел уже не от комиссии по распределению- молодых специалистов — от него самого. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2