Сибирские огни № 06 - 1969
Сияющая Леонтиха заверила, что за ней дело не станет. Нина терпеть не могла пареную калину. Когда в детстве у Вари ее угощали калиной, она потихоньку, чтобы не обидеть хозяев, выплевы вала ее в платок. Но сейчас понимала, ка'к важно для Леонтихи быть чем-то необходимой людям. Так вдвоем с Леонтихой они прокоротали школьные часы. И кто из них был больше благодарен кому —трудно сказать. Дома на чистой Мотриной половине — сдвинуты столы (и Нинин колченогий столишко сюда же перекочевал), заваленные всякой снедью. Но изба пустая, даже деда нет. Видимо, ушли гулять к кому-нибудь из соседей. Теперь станут из дома в дом ходить. От запаха еды и омерзительной сивухи поташнивало. Нина накры лась пальто и легла на кровать. Из головы не выходил рассказ Леон тихи. «Что, собственно, я перенесла? Какое самое большое в жизни страдание? — Нина мщсленно прошлась год за годом по своей жизни.—* Голод в детстве? Но тогда голодали все, еще хуже, чем наша семья го лодали. Смерть Кати? Это самое страшное, потому что тут ничего- уже не исправишь. Ну, что еще? Собрание, когда давали характери стику?» Нину удивило, что воспоминание о злополучном собрании не вы звало обычного чувства унизительной обиды. Можно ли так страдать от уязвленного самолюбия? Нет, дело не в самолюбии, а в предательстве и несправедливости Киры. И все-таки все ее прошлые горести и то, что здесь приходится переживать, песчинка по сравнению с ужасными бе дами Леонтихи! Вот сколько раз читала, слышала —человек с сильной волей. Волю надо в себе воспитывать. Не вообще... а конкретно. Не пришли ученики в школу. Стоит ли из-за этого огорчаться? И тут же возмутилась — конечно, стоит! Как она проводила антирелигиозную пропаганду? Говорила ученикам, что бога нет—и все! А они взяли да и не поверили ей! Какие она доказательства привела? Никаких! Анти религиозную пропаганду надо начинать не с детей, а с их родителей. Но как? Мысль эта так взбудоражила Нину, что больше лежать она не могла. Встала, прошлась по избе. Машинально отломила корочку от хлеба и так же машинально принялась пережевывать ее. Надо все как следует обдумать. На собрания надеяться особенно-то нечего, надо, как советовал в письмах Петренко, для агитации ходить по избам, читать газеты. Вспом нила слова Шаркова: «белые служили молебны, им «'помогали» цер ковь, попы, а победили неверящие в бога красные! Кто помог угнетенным рабочим и крестьянам?! Бог? Как бы не так! Помогла Советская власть, а Советская власть не вымаливала у бога справедливости, а сама ее завоевала!» Так она скажет своим ученикам. А еще скажет про Леон^ тиху. Все верующие говорят, что бог милосердный (ведь слышала об этом с детства), а какой же он милосердный, если послал столько горя на Леонтиху!.. «Надо все записать»,— решила Нина. Стол занят, но ничего, можно писать и в кровати, тем более, что холодно — стынут руки. Она так ничего и не успела записать. Услышала тяжелые, неров ные шаги и соскочила с кровати. Игнатий был пьян. Нина узнала это по горячему, блуждающему взгляду. Одет по-праздничному: в новых су конных штанах и синей сатиновой рубахе. Высоченный богатырь с ры жей бородой лопатой и всклокоченными рыжим кудрями^он походил на какого-то героя из горьковских рассказов. — Что вы ходите! Я, кажется, просила.,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2