Сибирские огни № 05 - 1969
«...Я спросил,— пишет В. Попов об од ной из этих встреч с председателем колхо за,— как он представляет себе истинного колхозника.— Во-первых, хозяин»,— отве чает ему собеседник. Ответ удовлетворяет журналиста, и именно с этой позиции он стремится рас сказать о людях современной деревни, сос тавляющих ее цвет и гордость. Писатель ский выбор здесь определенен: знатный ча бан; опытный, талантливый агроном, он нее председатель колхоза и автор книги, обращенной к молодым руководителям сельского хозяйства; инициативный, с творческим складом ума директор совхо за; передовой комбайнер; увлеченный сво им делом руководитель районного спортив ного общества; молодой врач, «находящий себя» впервые на селе... Рассказывая о них, писатель публицистичен, он старается непременно выразить свою точку зрения на гот или иной жизненный вопрос, ситуа цию, конфликт. За что же он борется, за что ратует? За то, чтобы умели ценить и беречь нуж ного для хозяйства талантливого человека и не скупились на оплату его труда. Что бы прислушивались к опытным, бывалым людям, учились у них мудрому крестьян скому отношению к земле и не шарахались от одной крайности к другой, некритичес ки не хватались «за всё, что стало мод ным». Чтобы не боялись риска и экспери мента, не связывали инициативу на мес тах, умели руководить... Да, всё это важ ные проблемы жизни современной деревни, и, чувствуется, автор хорошо знает, о чем нужно писать. Плохо только, что, стремясь вступить в бой, он словно бы находится все время «во втором эшелоне», все время опаздывает — иначе отчего же никак не можешь отделаться от досадного ощуще ния, что обо всем этом где-то уже давно и не раз читал?.. Есть в одном из очерков строчки, кото рые, на мой взгляд, весьма определенно выражают и главную эст ет ическую пози цию автора. Речь в них идет о комбайне ре, который видит из окна вагона зеленые поля и березки, или, как выражается ав тор, «пейзаж». «Будь человек горожани ном, этот пейзаж, пожалуй, заставил бы его расчувствоваться, подумать о разных разностях, связанных с вековечной красо той. Но (!) человек был кубанским ком байнером, ехавшим на Алтай помогать хле боробам. Поэтому на пшеницу и на берез ки он смотрел профессионально. Хлеба были густы, и это радовало. А березки так, ненужное приложение. Главное — хо роши хлеба». Герой очерка как будто ус тыдился того чувства, которое вызвано «вековечной красотой», и поспешил стать на «профессиональную» точку зрения... Такое стремление смотреть на героев с учетом только их профессиональных функ ций, а все остальное считать «ненужным приложением» — очень вредит автору. По этому герои одной и той же профессии у него похожи друг на друга, а если и су ществует какое-либо несходство между людьми, то опять-таки по профессиям и должностям. Не потому ли автор, несмот ря на все усилия, никак не может проник нуть во внутренний мир героев, показать их не как «простых, ничем не примечатель ных людей», а именно как своеобразных, примечательных своим внутренним миром, своей индивидуальностью? Ну что, напри мер, движет Сандро Андресяном — не просто выполняющим свой профессиональ ный и партийный долг, не просто передо вым чабаном колхоза, а человеком, кото рый влюблен в свое дело и которому, быть может, совсем не чуждо ощущение и кра соты степей, и красоты своего самоотвер женного и тонкого труда (очерк «Комму нист»)? Неужели он только тем и интере сен, что думает лишь о приумножении по головья овец, о колхозных прибылях, или тем, как говорит автор, что «прикладыва ет к цифирке цифирку, ищет выгоды, счи тает. Колхозник. Хозяин.»? Каким же ду ховно обедненным рисует В. Попов своего героя. Конечно, хороший хозяин для кол хоза нужен, но за хозяином увидеть и человека — разве не в этом цель очер киста?! В очерке «Земля и совесть» рассказы вается об агрономе, директоре совхоза Ки рилле Ивановиче Колупаеве, человеке та лантливом, инициативном и смелом. И сно ва автор не находит ни слов, ни деталей, способных приоткрыть духовное богатство героя, снова ограничивается поверхност ным описательством, анкетными данными да рассказом о текущих событиях, сообща емых скороговоркой. «Каждая новая встреча хоть небольшой штришок да до бавляет к портрету заинтересовавшего те бя героя. И образ не складывается окон чательно, а значительно осложняется...» Это самопризнание выражает суть писа тельской неудачи: образы героев, действи тельно, в очерках далеки от художествен ной цельности, завершенности. В двух рассказах сборника чувствуется га же легковесность авторского замысла и его художественного воплощения. Задумал комсомолец Борис Кириллов вырубить на высокой скале профиль Ленина, чтобы д а леко было видно, и В. Попов уже пишет с прописной буквы: «Захватывает грандиоз ность поединка Человека и Вечности». И гранитные осколки становятся ' сувенирами. Подробнейшим образом описывает автор недуги героя, будто боится, что читатель не поймет, как тяжело было инвалиду ру бить скалу («Скала»), Молодой врач Лариса приезжает в де ревню с твердым убеждением, вынесенным из книг, что «к молодым специалистам на селе относятся ненормально». И вступает в нелепейшую игрушечную борьбу с предсе дателем колхоза. Весь свой пафос писатель тратит на то, чтобы доказать, что жизнь разбивает нелепые заблуждения Ларисы, что председатель Василий Кузьмич — че
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2