Сибирские огни № 05 - 1969
рила его в том, что он обидит ее, когда они вынуждены вместе, по необходимости, тесно прижавшись друг к другу, ночевать в холодной избушке. Даже легкомысленный Костя Санников пока что разбирается в людях гораздо луч ше следователя. Ох, он не золото, этот Костя, жадно проглотивший обед, приго товленный для Заварзина, выпивший спирт, понимающий в то же время, что «Заварзин колоссальный мужик», что пра вильно его уволят с работы за глупости в тайге и что начальника, вышедшего на поиски его, самого нужно теперь же искать и спасать. Он и пытается это сделать да же пьяный, пока Инна силой не укладыва ет его спать. Рассказ «Странная командировка» на писан так, что мы представляем возмож ное его продолжение. Бывают моменты в жизни, когда человек получает сильнейший толчок, определяющий многое в его после дующей жизни. Инна понимает уже. что в обстановке этой странной следственной поездки она — не следователь, а Завар зин— не подсудимый. Однако это лишь на чало созревания характера, да еще, связан ного с освоением той ответственной профес сии, которая особо предостерегает от воз можных ошибочных представлений о лю дях нашего века и нашего социалистиче ского общества. Тому, как суровая и требовательная жизнь разделяет, контрастирует людей, по священ рассказ, давший название всей книжке — «Последний цветок лета». Писа теля интересует конфликт, на этот раз окончательно разделяющий судьбы двух близких людей в момент решающего собы тия в их жизни. Трудная жизнь была у девочки Ксений. Так случилось, что осталась она вдвоем с дедом и еле выпросила себе работу в че тырнадцать лет. Была она старательной в любом деле, благодарной людям за то, что не покинули ее в беде. Потом вышла замуж за рабочего парня Геннадия, а он совершил преступление и отбывает свой срок в лагере. Ксения — девушка красивая, и многие подозревают, что она совращает мужчин в поселке, но весь смысл ее жиз ни в ожидании возвращения любимого. И вот он появился в тот момент, когда Ксению назначили охранять склад взрыв чатых веществ. Она, по своей наивности и доверчивости, не знает того, что уже из вестно другим: Геннадий не первый день как вернулся из мест заключения и обде лывает свои темные делишки в ближнем городе. А его как раз и интересует взрыв чатка для глушения рыбы — Геннадий стал промышлять браконьерством. Какую огромную радость, какое глубо кое чувство переживает Ксения, жившая до встречи с мужем скучно и отрешенно! Сколько прекрасных мгновений пережива ет она! Но Геннадий лишь грубо и нагло играет в любовь. Его заботит лишь одно: как бы усыпить внимание Ксении, пока его сообщники будут воровать взрывчатку. Мазаев, как и в других своих расска зах, усиленно подчеркивает: нет в героине чего-либо особенного. Э то— обыкновенная женщина, да еще обделенная счастьем. Но в решительную минуту своей жизни, не очень, может быть, ясно, она сознает, ка кая пропасть разделила ее с мужем. Не из ревности и разочарования поднимает она на него ружье. Об этом у нее даже мысли не мелькает. Она стреляет во врага всего того, что считает своим родным миром; с чувством гадливости отбрасывает от себя человека, ставшего бандитом. Очень силь ная сцена дана писателем как финал со бытия, навеки разъединившего честное, благородное и мерзкое, отвратительное. Когда понесли раненого Геннадия, на по дошвах его сапог отчетливо были видны яркие звездочки гооечавки — последнего цветка уходящего лета. Человек остался со своим глубоким го рем. Только рассказ написан так, что мы не ощущаем трагедию Ксении как безысход ную. Мы знаем: человек, так решительно отбросивший от себя гнилое и страшное,— человек нашего времени, нашедший свое место в жизни и труде. Он будет жить и дальше, скромно и незаметно выполняя свое дело. К остальным рассказам сбврника — «Булкин», «Листопад», «Разменная моне т а »— мы отсылаем читателей. Новые ге рои, новые сюжетные положения обогаща ют нас представлениями о жизни, о тех ее явлениях, которые интересуют Владимира Мазаева. Но тема в них — все та же. Осо бенно хочется выделить уже упоминав шийся рассказ «Гармошка на том бере гу»,— не только как самый поэтичный, но и как свидетельствующий о верном стрем лении писателя расширить мир явлений и характеров, который он художественно ос ваивает в очень трудном жанре рассказа. В> П о б о ж и й СКВОЗЬ ПРИЗМУ ШАБЛОНА Ч то такое «совесть хлебороба», как она «прилагается» к сложным, ме няющимся условиям жизни современной деревни, что интересного и нового в жиз ни советского крестьянина — вот этический угол зрения и та нелегкая задача, кото рую взял на себя автор книги «Земля и совесть»’.1 1 В. П о п о в . Земля и совесть. Барнаул. Алт. кн. изд., 1968.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2