Сибирские огни № 05 - 1969
чал своеобразные приметы сибирской при роды; в новой его книге1 изображение при роды приобретает ту конкретность и теп лоту, которая далась как бы без видимых усилий. Один пример, не требующий, веро ятно, комментариев, может показать, что пейзаж у писателя рассчитан на мгновен ное зримое, эмоциональное восприятие: «Я плыву в топольники, небо надо мной гу стеет, перехлестнутое черными голыми вет вями. Ветер уходит в вышину, солнечные лучи буравят мутноватую глубь; опахивает волной винный запах преющего дерева и тут же уступает другому — горьковатому запаху цветущего ивняка... Я обгоняю за поздавшую льдинку с вмерзшими в нее катышками заячьего помета. Подмытая где- то в верховьях березка плывет так давно, что уже выбросила, как флаг, зеленую рас пустившуюся веточку. На кусочке коры сидит паучок-крестовик, сгорбившись от горя. Я осторожно задеваю кору веслом, паучок вдруг оживает, цепляется за весло, прытко бежит по веслу в лодку» («Гар мошка на том берегу»). Если в предыдущих книжках («Конец Лосиного камня», 1963 г., «Птицы не поют в тумане», 1965 г.) язык персонажей не всегда был достаточно выразительным, ин дивидуализированным, то теперь Мазаев ставит перед собой ясную, точную и, глав ное, верную цель: не играя нарочито на экзотических словечках просторечья, понят ных только жителям конкретного села, по казать удивительно образную природу си бирского говора. Неграмотная старуха Анна Ильинична (тот же рассказ) говорит так, что в каждой ее фразе есть поэтическое зерно. На вопрос о погоде она отвечает: «Дак какая седни погода? Не будет пого ды: вишь, горки топятся». На вопрос: «Би вал ли ее муж в молодости?» — возражает: «Пёрста на голове не бывало, не задёвы- вал». А укладывая приезжего спать и по крывая его лишним одеялом, приговарива ет: «Кабы не задрог по зорьке-то, развед рило. А одеяло у меня тепло, ново, не мы- вано»... Сибирская тема, как и в предыдущих сборниках В. Мазаева, раскрывается обыч но под таким углом зрения: в суровом краю со всей наглядностью и почти всегда быстро проверяются душевные качества че ловека, раскрывается сущность его харак тера. Как ни притягательна Сибирь для людей, ищущих нового, интересного и важного в жизни, она шутить не любит и нередко показывает, можно сказать, «об ратную» сторону романтики. Труд челове ка здесь очень и очень нелегок. И как бы ни был скрытен человек,— все возвышен ное, доброе, сердечное или, наоборот, мел кое, корыстное, подлое в его характере ра скроют опасности и невзгоды, которые сплошь и рядом выпадают на долю геоло- ' В. М а з а е в , Последний цветок лета. Рассказы. Кемерово, кн. изд., 1968. гов, чью жизнь писатель знает особенно хорошо. Не знаем, соответствовало ли замыслам автора сконцентрировать решение волную щих его проблем в первом же рассказе — «Странная командировка», где мы видим, как раскрываются глаза человека на мир, как он учится понимать всю значимость великого доверия к людям, как под внешне отрицательными явлениями иногда скрыва ется благородная человеческая душа. Командировка следователя прокурату ры Инны Александровны Мерцаловой .дей ствительно оказалась странной, хотя, когда она начиналась, все было ясно для девуш ки, недавно сошедшей с вузовской скамьи. Она приехала в далекую геологическую партию, чтобы произвести дознание и при влечь к уголовной ответственности винов ного — начальника партии Заварзина. Осо бенно суровая по молодости лет, блюсти тельница законов на месте лишний раз убеждается в правильности своих заранее составленных выводов. Да, все было так, как она предполагала. Двое рабочих за блудились во время неистовой пурги, ко торая еще продолжается. Один добрался до отряда сильно обмороженный, друго го — нет вот уже шестые сутки. А этот преступный начальник Заварзин и не ду мает как следует организовать настоящие поиски. По мнению Мерцаловой, он — трус, как и остальные участники партии: разве можно считаться с пургой, ведь существует цораль советского общества: «Сам погибай, а товарища выручай». Очень удобная и внешне верная схема составлена. Но вот молодого следователя начинает учить сама жизнь, и все ее опас ные своей предвзятостью представления на чинают разрушаться. Начальник партии решает дать Инне предметный урок — пред лагает идти вместе с ним на поиски про павшего Кости Санникова. Нет, он, конеч но, не поведет ее на прямую гибель, лишь приоткроет дверь для некоторого риска и опасности, а сам один пойдет дальше, но и та незначительная доля трудностей, кото рую испытает Инна, вместе со всеми другими обстоятельствами, покажет ей ог ромную разницу между противоречиями ре альной действительности и умозрительны ми построениями. В рассказе все заканчивается благопо лучно. Костя сам доберется до избушки, возвращается туда и Заварзин. Только в долгие часы ожидания Инне Мерцаловой предоставлена возможность понять, как опасно и вредно думать о людях, заранее предполагая в них скверное, отвратитель ное. Кого же учит Сибирь, тайга? Она учит прежде всего саму Инну Александровну, хотя она как будто ничего плохого и не сделала. Она «только» не поверила коллек тиву людей, чья нелегкая жизнь не окупа ется никакой зарплатой. Не поверила тому, что Заварзин в конкретных обстоятельст вах не мог организовать поиски, запсдоз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2