Сибирские огни № 05 - 1969
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В. К о р ж е в „ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...“, В новой — третьей по счету — книге сти хов Александра Плитченко1 природа предстает поначалу умиротворенной и про стодушной, как лубок: «Птицы поутру су дачат про погоду и сады, рыбы поутру чу дачат, вылетая из воды»; «деревья дождик отряхают, тревожат сонного шмеля и от дыхают, отдыхают, корнями тихо шевеля...» «Вот я живу, живу и радо, живу —_и больше ничего»,— эта бездумная, стихий ная, первобытная жажда и естественность бытия может, на первый взгляд, показаться чуть ли не главным свойством «всего жи вого» в мире, поэтически ярко воссоздан ном А. Плитченко. Но вот мы видим, как «проплывают от мая к осени» острова, где «трава не кошена, ни одна тропа не про ложена», и кажутся нам они «странами дальними — неоткрытыми или давними — позабытыми...» И мы чувствуем уже некую таинственность, загадочность этого мира, этой природы, где «оседлые, сонные в ому тах спят сомы весомые, и зелеными скольз кими щепками щуки злые на солнце ще рятся», а «на полях алеют маки от бугра и до реки, словно черные собаки высунули языки...» И тут возникает ощущение не только загадочности, но и настороженности мира, скрытой его готовности к схватке, к борьбе... 1 Природа живет в стихах А. Плитченко напряженной, деятельной жизнью, и острый глаз поэта не устает подмечать буйную ¡ А л е к с а н д р П л и т ч е н к о . Стихотвсюе- яия. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1968. игру ее сил, тончайшие нюансы переходов от одного состояния к другому, извечную тягу к движению и обновлению. Все краски радуги, как известно, при слиянии дают белый цвет. Ему в много цветной художественной палитре А. Плит ченко придано особое, символическое зна чение: излюбленный эпитет поэта — «белый» — подчеркивает незамутненную, первозданную чистоту и свежесть родной природы. Ту же эмоционально-смысловую нагрузку несут определения «светлый», «ясный», «росный», «утренний», «светаю- щий», «снежный», «серебряный», «молоч ный» и другие, органически включающие ся в образную ткань стихов. «Небо, воды, огороды, птица, пес или пескарь — дети малые природы»; человек же связует и организует окружающий жи вой мир в единое и неделимое целое, и лю бовь его к «малым сим» есть любовь стар шего брата и умного, рачительного хозяи на. Многие пейзажи А. Плитченко прони заны мыслью, окрашены чувством именно такого человека; в них естественно входят приметы и предметы его р а б о ч е й ж изни и быта: «небосвод подобен п л у г у — изогнут и голубоват»; «дальний гром в п о д о й н и к ку лаком холодным бьет»; «полевая заря от дает теплотой д е р е в е н с к о г о д ы м а » и т. д. (везде подчеркнуто мною.— В. К.). Природа у А. Плитченко — нравствен ное мерило многих вещей, явлений, понятий Мира человеческих отношений, мира, судя по некоторым стихам, не всегда справедли вого и далеко еще не идеального. Иногда поэтому «лжи, неволе и гульбе», даже «се мейному горестному покою» лирический герой противопоставляет «небо 'голубое», «березовую волю»: Хорошо ОДНОМУ лесом но лету, хорошо потому, что вр а н ья нету. («О й. о б р ы д ло зи м о й ...» ) Вместе с тем, поэт ясно сознает опас ность — вынужденной, добровольной ли —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2