Сибирские огни № 05 - 1969

европейских писателей на их форуме 1963 года,^ определяя, что ему представляется самой страшной разрушительной силой. «Наша планета сейчас такой населен­ ный дом, что все дети в нем начинают плакать одновременно». Эта предпосылка исключает возможность жить по правилу •— моя хата с краю, пытаться строить свое маленькое счастье в отграниченных от ми­ ра национальных, сословных и личных ха­ тах. Леонов, убежден, что в основу морали должна быть положена простая и естест­ венная жажда счастья, ибо зло противо­ стоит собственным интересам человека. «Ему просто выгодно быть хорошим, пото­ му что это менее всего сопряжено с лич­ ным несчастьем, с неожиданным сиротст­ вом, с нищетой. Выгодно быть таким по отношению к людям, какими хочешь ви­ деть их в отношении себя. Настоящий, в подлинном смысле хороший человек — он и друга не предаст, и ребенка не обидит, и доверенные ему месткомом деньги не присвоит. Не потому, что его учили по всем этим узким секторам поведения, а по­ тому, что^ он вообще порядочный человек. Ныне действующий социалистический гу­ манизм включает в себя расширенные по­ нятия порядочности, которые вытекают из того, что твое собственное благо исходит из зеркальной возможности точно такого же блага для ближнего. В этом основа морали и этики будущего». Коллективизм, чувство Родины, пони­ мание своего общественного дол га— необ­ ходимые предпосылки и счастья, и нравст­ венности. А эгоцентризм, самовлюблен­ ность, равнодушие губительно разъедают не только общество, но и индивидуум, лич­ ность. Если же эти силы проникнут в соз­ нание художника, то они разрушают искус­ ство. Леонов внушал молодым писателям: «Если вы не горите сами, вы никого не зажжете. Если вы не любите своего персо­ нажа беззаветно, до смерти, вы не заста­ вите читателя хотя бы только снисходи­ тельно улыбнуться ему». Так сливаются у Леонова его этика и эстетика. Безграничный рост человеческой мощи, его научно-технической вооруженности сделали особенно опасными в наши дни апатию и равнодушие, по-новому высвети­ ли проблему личной ответственности чело­ века. «Гамлет решал за себя»,— сказал Леонов, намекая на то, как безмерно вы­ растают сегодня следствия любого поступ­ ка, ибо в силу неделимости мира теперь решать только за себя уже нельзя. Рост возможностей неизбежно вызывает возра­ стание ответственности, «потому что в на­ ше время мир чуть не каждодневно за­ глядывает за край бытия». Сознание ответственности,— предупреж­ дает Леонов,— не может остаться только внутри души человеческой («небесным осиянием в душах»), а должно стать источ­ ником целенаправленной и активной дея­ тельности. «Всепрощающую надмирную добро­ ту — ко всем людям без изъятия,— по ироническому замечанию Леонова,— хри­ стианские иерархи приспособили к удобст­ вам знатных и богатых еще два тысячеле­ тия назад». Бессилию этой абстрактной доброты Леонов противопоставляет воинствующую любовь к добру, любовь деятельную, кото­ рой «были начинены снаряды в победонос­ ной минувшей войне». В литературе такую воинствующую любовь он связывает с Горьким, но зовет ее — ленинской и, уточ­ нив свою мысль, пишет: «Ленинская лю­ бовь, которой назначено преобразовать пла­ нету... имеет свое жилище в сердцах труже­ ников». Ленинскому преобразованию планеты, опирающемуся на душевную силу труже­ ников, Леонид Леонов и отдал свой долгий, длящийся более полувека, труд художни­ ка и мыслителя. Вместе с партией и наро­ дом прошел он весь путь от залпа Авроры до штурма Луны, прошел в напряженных творческих поисках и непрерывных раз­ думьях. Вслушаться и вдуматься в путе­ вые раздумья Леонова для всех нас поучи­ тельно: общепризнаны и удивительные мас­ штабы его художественной одаренности, и обобщающая, пророческая сила его мысли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2