Сибирские огни № 05 - 1969
европейских писателей на их форуме 1963 года,^ определяя, что ему представляется самой страшной разрушительной силой. «Наша планета сейчас такой населен ный дом, что все дети в нем начинают плакать одновременно». Эта предпосылка исключает возможность жить по правилу •— моя хата с краю, пытаться строить свое маленькое счастье в отграниченных от ми ра национальных, сословных и личных ха тах. Леонов, убежден, что в основу морали должна быть положена простая и естест венная жажда счастья, ибо зло противо стоит собственным интересам человека. «Ему просто выгодно быть хорошим, пото му что это менее всего сопряжено с лич ным несчастьем, с неожиданным сиротст вом, с нищетой. Выгодно быть таким по отношению к людям, какими хочешь ви деть их в отношении себя. Настоящий, в подлинном смысле хороший человек — он и друга не предаст, и ребенка не обидит, и доверенные ему месткомом деньги не присвоит. Не потому, что его учили по всем этим узким секторам поведения, а по тому, что^ он вообще порядочный человек. Ныне действующий социалистический гу манизм включает в себя расширенные по нятия порядочности, которые вытекают из того, что твое собственное благо исходит из зеркальной возможности точно такого же блага для ближнего. В этом основа морали и этики будущего». Коллективизм, чувство Родины, пони мание своего общественного дол га— необ ходимые предпосылки и счастья, и нравст венности. А эгоцентризм, самовлюблен ность, равнодушие губительно разъедают не только общество, но и индивидуум, лич ность. Если же эти силы проникнут в соз нание художника, то они разрушают искус ство. Леонов внушал молодым писателям: «Если вы не горите сами, вы никого не зажжете. Если вы не любите своего персо нажа беззаветно, до смерти, вы не заста вите читателя хотя бы только снисходи тельно улыбнуться ему». Так сливаются у Леонова его этика и эстетика. Безграничный рост человеческой мощи, его научно-технической вооруженности сделали особенно опасными в наши дни апатию и равнодушие, по-новому высвети ли проблему личной ответственности чело века. «Гамлет решал за себя»,— сказал Леонов, намекая на то, как безмерно вы растают сегодня следствия любого поступ ка, ибо в силу неделимости мира теперь решать только за себя уже нельзя. Рост возможностей неизбежно вызывает возра стание ответственности, «потому что в на ше время мир чуть не каждодневно за глядывает за край бытия». Сознание ответственности,— предупреж дает Леонов,— не может остаться только внутри души человеческой («небесным осиянием в душах»), а должно стать источ ником целенаправленной и активной дея тельности. «Всепрощающую надмирную добро ту — ко всем людям без изъятия,— по ироническому замечанию Леонова,— хри стианские иерархи приспособили к удобст вам знатных и богатых еще два тысячеле тия назад». Бессилию этой абстрактной доброты Леонов противопоставляет воинствующую любовь к добру, любовь деятельную, кото рой «были начинены снаряды в победонос ной минувшей войне». В литературе такую воинствующую любовь он связывает с Горьким, но зовет ее — ленинской и, уточ нив свою мысль, пишет: «Ленинская лю бовь, которой назначено преобразовать пла нету... имеет свое жилище в сердцах труже ников». Ленинскому преобразованию планеты, опирающемуся на душевную силу труже ников, Леонид Леонов и отдал свой долгий, длящийся более полувека, труд художни ка и мыслителя. Вместе с партией и наро дом прошел он весь путь от залпа Авроры до штурма Луны, прошел в напряженных творческих поисках и непрерывных раз думьях. Вслушаться и вдуматься в путе вые раздумья Леонова для всех нас поучи тельно: общепризнаны и удивительные мас штабы его художественной одаренности, и обобщающая, пророческая сила его мысли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2