Сибирские огни № 05 - 1969
О своей вере в силу и благородство труженика писатель очень убедительно и поэтично рассказал европейским коллегам, напомнив, что во время кораблекрушения, когда пассажиры каждый по-своему «стра дают морской болезнью... где-то на мокрой верхней палубе, в машинном отделении, в кочегарке одновременно действуют хму рые, недоверчивые, не шибко сильные в дипломатическом этикете люди и один на один за всех борются с судьбой, с ночной стихией, с дьяволом самим, хотя бы для того, чтобы до последнего вздоха было со блюдено высокое человеческое достоин ство». Достоинство человека, его благородст во — для Леонова всегда «производное от полезности обществу», от умения бороться и стоять за всех. И в этом сознании выпол ненного долга он видит источник подлин ного счастья и важнейшую особенность своего этического идеала. В «Русском ле се» об этом говорится так: «Люди требуют от судьбы счастья, успеха, богатства, а са мые богатые из людей не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрей всех дру гих раздавал себя людям». Впрочем, у леоновского оптимизма есть еще одна опора, которая стоит вровень с верой в творческую силу трудовых людей, а — говоря точнее — включает в себя эту веру как свою неотъемлемую часть. В предисловии к грузинскому изданию повести «Evgenia Ivanovna» Леонов писал, что она «родилась в 1938 году, в пору об щеизвестных тогдашних событий и точно так же, как две последующие мои .вещи «Метель» и «Нашествие», тесно связана с раздумьями тех лет. Глаз литературоведа без особого труда отыщет объединяющий все эти три вещи признак. Это в первую очередь чувство Родины, которое и при всех обстоятельствах остается для нас поняти ем великого, всех нас объединяющего ис точника, откуда мы черпаем наши силы, веру в будущее и творческое вдохновение». Чувство Родины, любовь к Родине — вот важнейшая черта и эстетики, и этики Леонова, вот определяющая , особенность его моральных принципов и устоев. Патри отизм Леонова в равной степени противо стоит как всеядному эгоистическому без различию человека без Родины (не без гор дости как-то Леонов отметил, что отнюдь не на русском языке «родилась поговор ка — где хорошо, там и отечество,— муд рость симментальской коровы, которой безразлично, кто присосется к ее вымени, было бы теплым стойло да сладким пой ло»), так и национальной узости и огра ниченности («Патриотизм состоит не в огульном восхвалении или умолчании оте чественных недостатков»). Отсекая крайности, Леонов видит в чувстве Родины истоки мирового, интерна ционального величия, ибо «на любой обще человеческой ценности лежит неистребимая печать нации, где она родилась». В чувство Родины входит и та сторона жизни и дея тельности писателя, которая сделала его имя особенно известным — защита живой природы. Его статья «В защиту друга», опубликованная за пять лет до романа «Русский лес», представляется значитель ной и серьезной вехой нашего послевоен ного развития. «Кто знает,— писал Лео нов,— что было предсмертным видением со ветского солдата, сраженного при взятии рейхстага,— заплаканная мать, или дым ный призрак Днепрогэса, или одинокая русская березка на колхозной меже?» Отстаивая любовь к природе как искон ную, коренную черту мировоззрения трудо вого русского человека, Леонов одновре менно со всей свойственной ему страстью восстает против «барского, иждивенческого и потребительского поведения». Он «басом и во всеуслышание» напоминает, что «де рево в городе — не полено с листьями и не силомер для разгулявшегося стервеца». Чувство родины включает у писателя очень широкий круг эмоций. Здесь и пре клонение, вызванное духовной ценностью родной природы во всем ее многообра з ии— «от заветных курганов Куликовско го поля до безгонорарно концертирующей малой пичуги». Здесь и «суровое и безус ловное благоговение к наследию дедов», и «сбережение русской старины», в которой материально запечатлена великая история народа. Здесь и влюбленность в творческую силу русского языка. Все это — основа ду шевного здоровья и нравственной чистоты, о которых Леонов пишет всегда страстно, вдохновенно, с какой-то удивительно юной энергией и воспламеняемостью. Недаром он как-то объяснил свою публицистическую страстность ссылкой на то, что «бывают такие поводы, когда на площади в рельс бьют». Так же настойчив, бескомпромиссен и страстен Леонов в отрицании всего, что чуждо и враждебно его нравственному идеалу. Тщательно и очень разносторонне исследует он испепеляющую силу зла. Прежде всего обращается он к истории, которая убедительно свидетельствует: ти ранам и деспотам, этим живым воплощени ям зла, не удается обмануть народную па мять. В среднеазиатском городе Мерве, кото рый когда-то буквально растоптал сын Чингиса Тулуй, уничтожив цветущую ци вилизацию, а заодно и полтора миллиона жителей, ныне слыхом не слыхивали этого имени. Те, кто пытался обеспечить себе бессмертие уничтожением своих современ ников, кто стремился прославить себя по ступками безумными и страшными «раст ворились начисто в бурях времени». Так писал Леонов еще в 1930 году, и этот мотив бесплодности, губительности, преступности эгоизма постоянно привлека ет его и в художественном творчестве, и в публицистике. «Человечество движемся вперед как бы с миной на шее, которая есть расовый, национальный, сословный и про сто личный эгоизм»,— предупреждал он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2