Сибирские огни № 05 - 1969
вления других»,— строго и бескомпромис сно предупреждает Леонов. Однако тут же оговаривается, что и «принудительное удаление его из чернил может вызвать' длительное замирание самой литературы». Крайности отрицаются, ибо «эстетическая фармакопея», опираясь на вековой опыт, нашла рецептуру «могущественной целеб ной горечи, в равной мере обеспечираю- щей величие нашего искусства и нравст венное здоровье нации, а следовательно, и крепость общественного организма». Здесь хочется привлечь особое внима ние к мысли о непосредственной зависимо сти величия искусства и «нравственного здоровья нации», об их обоюдной связи с силой социального строя. Один из осново полагающих тезисов эстетики Леонова —- общественная активность искусства, его энергичное вмешательство в жизнь народ ную. Именно мудрую горечь искусства на зывает писатель «вернейшим средством от исторической слепоты», «катализатором гражданских добродетелей», «благородной присадкой и на лемех плуга и на боевое лезвие». Этой позицией и определяется очень своеобразный, чисто леоновский под ход к решению одной из важнейших про блем искусства— проблемы положительно го героя. И здесь Леонов в первую очередь ре шительно выступает против фальшивых стереотипов, против изделий льстивых ре месленников, которые «штамповали» поло жительного героя «из дуба, железа или резины». Иронизируя над лживыми схема ми, над «бесполыми и безличными кибер нетическими автоматами», «зализанными до глянца идеологическими болванками» и «полированными образцами добродетели», Леонов иронически замечает, что от зна комства с ними он «утратил представле ние. как надлежит относиться к собственной особе»: «положительный ли я персонаж, по мнению друзей и согласно лауреатских званий, или же настолько отрицательный, что, по отзывам былой доносной критики, самое существование мое было крайне не желательно». Однако все эти гневные выпады, конеч но, направлены не против самого положи тельного героя, а лишь против елейного, пошлого и лживого искажения его облика. В совсем другой тональности — восхище ния и любви — Леонов говорит о том, как следует писать о «нашем человеке», кото рый «то отважен до песенной дерзости, то легендарен по могучему броску в будущее, то несчастен до самых низин отчаяния — все это в немыслимых для Запада масшта бах». Образ такого положительного героя должен вызвать в памяти аналогии с Про метеем и Атлантом, Икаром и Гераклом. Именно пафос подлинного величия «ныне действующего современника» диктует Лео нову его гневное отрицание любого схема тизма и упрощенчества, любой нивелиров ки и утешительной лжи. И есть еще одна причина предельной резкости леоновских интонаций — его вера в искусство, в вели,- кое значение его для человека и человече ства. Модная ныне на Западе дейдеологиза- Ция искусства — это, пожалуй, наиболее враждебная Леонову эстетическая концеп ция. Он всегда жадно высмеивает любые попытки свести искусство к хаосу красок и бессмысленных линий, «ваянию новых форм», «поискам чисто формальной новиз ны» и т. д. Все это писатель называет «от крытием сущих пустяков» и «игрой в очаровательные и несытные микромни мости». У искусства Леонов видит только высо кие цели — «потребность утолить душевную жажду», «отстоять веру в ценность чело веческого существования», «внушить страсть к переделке, к улучшению мира». Поэтому эстетика писателя неразрывно сли вается с его этикой. «Человек, обладающий хорошим вкусом, не способен не только появиться в пьяном виде на улице или сквернословить, но и украсть у Родины сто рублей или миллион. И не потому только, что это карается за коном, а потому, что это крайне отврати тельно». Этим примером Леонов подтверждает, что «эстетическое воспитание человека яв ляется важнейшей, неотъемлемой частью его общего культурного и морального раз вития». Поэтому в своих суждениях об искусстве писатель постоянно помнит о не обходимости учитывать его нравственное влияние. В раздумьях о Чехове он напо минает, что «люди на Руси всегда станови лись лучше и честнее после прочтения его книг», среди основных задач советской ли тера 1 уры называет необходимость «разра ботать хотя бы вчерне принципы новой морали». В произведениях самого художника та кой «черновик» безусловно содержится. В любви к труду, по Леонову, «округ лилась вся положительность» русского на рода, это первейшая координата его морали, исходная позиция морали коммунистиче ской. Здесь традиция сливается с сегод няшней практикой, опыт — с мечтой, навы ки — с желаниями. В 1935 году, рисуя облик грядущей Москвы (кстати, очень любопытно перечитать это стремительно сбывшееся пророчество, где есть и «оживлен ный, веселый московский порт», и «восхо дящие линии лампионов», и «могучие ко лоннады новых домов, пропускающие под собою нарядный и счастливый людской по ток», и даже «глазастые окна, широко от крытые солнцу»), Леонов завершает свой взгляд в завтра такими уверенными сло вами: «Мы осуществим все это наяву по тому, что мы не боимся работы, и еще по тому, что мы этого хотим». «Мечтать се годня — это значит уже работать в пол ную нагрузку». Так, трудолюбие и воля, сплетаясь в единый узел, становятся основой леонов- ского оптимизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2