Сибирские огни № 05 - 1969
людям нашей профессии в связи с выше указанным возложить на себя коренные наши хлопотливые, может быть, мучениче ские, но вполне благородные обязанности?» Свою речь на Ассамблее Леонов и за кончил, исходя из такого понимания роли искусства в жизни, утверждением «прима та гражданина над художником». Примат гражданственности определяет и все эстетические симпатии Леонова, и его определение содержания искусства. Однажды, характеризуя Максима Горь кого, Леонов особо выделил его «умную и проникновенную веру в труд, добро и зна ние», а затем сделал категорический вы вод: «В русской литературе не было до не го деятеля, который в такой степени воз высил бы значение этих трех основных колонн, поддерживающих могучие своды завтрашнего человеческого общества». В другой раз, характеризуя Льва Тол стого, Леонов выделяет «глубинное прони кновение в человеческую душу, продикто ванное уважением к всегда неповторимой человеческой личности». • Итак, подлинное искусство должно быть пронизано уверенностью в грядущем, опирающейся на силы труда, знания и добра, на гуманистический идеал личности. Эта ясная позиция Леонова, художника с огромным международным авторитетом, сегодня очень важна, потому что она ре шительно противостоит эстетике модерни стской, буржуазной. Так, например, извест ный американский эстетик Томас Манро, утверждая эстетическую и этическую цен ность современного буржуазного искусст ва, в то же время дает ему такую харак теристику: «Современные художники при зывают ничему не верить, ни на что не на деяться, ничего не уважать, ничем не вос хищаться... По их мнению, в жизни нет ничего, к чему бы стоило стремиться.. Современная литература в США отверга ет любовь, надежду, веру в прогресс...» У Леонова такая литература — в про тивовес Манро — вызывает чувство стыда. С брезгливым отвращением он говорит об издании «сомнительных книг с самыми жи вописными, обстоятельными описаниями наиболее стыдных человеческих изъянов и уродств», книг, которые служат «моногра фиями к познанию каждого греха в от дельности», «каталогами и самоучителями распутства». Важно подчеркнуть, что взгляды писа теля, ’ решительно защищающего гумани стическое искусство, в центре которого оказывается познание человека и утверж дение его, естественно продолжают тради ции великой русской литературы, традиции Пушкина и Чехова, Льва Толстого и Горь кого. И в этой верности отечественным традициям, в глубоком и полном выраже нии национального духа и заключается, по Леонову, причина мирового значения и ми рового признания того или иного худож ника. Силу социалистического реализма Лео нов видит, прежде всего, в максимальном приближении к истине, в способности схватить главные закономерности жизни. Раздумывая о путях и средствах, которы ми искусство постигает сущность явлений действительности, писатель очень последо вательно и настойчиво отстаивает свой из любленный тезис «логарифмирования». Ис кусство, считает Леонов, отличается «чудес ной возможностью» — «показывать вещи, которых почти совсем не бывает в дейст вительности». В изображении небывалого и достигается «приближение к той именно сокровенной человеческой сущности, кото рая только и может доставлять предмет искусства». Интересно, что именно эту особенность сразу заметил в Леонове М. Горький. Он писал ему о романе «Барсуки»: «Это очень хорошая книга. Она глубоко волнует. Ни на одной из 300 ее страниц я не заметил, не ^почувствовал той жалостной, красивень кой и лживой «выдумки», с которой у нас издавна принято писать о деревне, о мужи ках. И в то же время Вы сумели насытить жуткую, горестную повесть Вашу тою под линной выдумкой художника, которая поз воляет читателю вникнуть в самую суть- стихии. Вами изображенной». Такому пониманию задач и путей худо жественного творчества резко противосто ит описательность, подчиненность факту, эмпирическая приземленность, яростно от рицаемые Леоновым. Удаление от плоского жизнеподобия является необходимым усло вием для концентрации смысла жизни — на этом Леонов настаивает и в своей творческой практике, и в своих эстетиче ских высказываниях. Художественное сгущение действитель ности, приобретающее такую огромную по знавательную силу, нацеленное не только в настоящее, но и в будущее, Леонов и на зывает «логарифмированием». Его «лога рифмы» непременно ассоциируют конкрет ное и отвлеченно-обобщающее, экспрессию неожиданного факта и глубину проникаю щей мысли. Поистине вершин мастерства достигает художник в своей пьесе «Золотая карета». Там ассоциативная сила искусства доведе на до крайней изощренности. Сталкивают ся, казалось бы, самые далекие понятия, обнаруживается сцепление самых отвле ченных терминов со словами откровенно земного, предельно конкретного содержа ния. «Война должна быть рябая»,— говорит Марька. «От войны не закуришь, огня, знаете, многовато»,—- горько шутит полков ник Березкин. «Все хотят плясать, топчут войну»,— с мудрым спокойствием объясня ет, почему он взялся за баян, потерявший зрение в танковой битве Тимофей Непря- хин. И вот из этих трех лаконичных фраз, трех деталей-«логарифмов» возникает не только чудовищный кошмар прошедшей войны, но и отношение к ней. И, конечно, все эти три фразы отнюдь не обыденные, бытовые, фактографичные.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2