Сибирские огни № 05 - 1969
молодому Леонову несколько кокетливая метафора подчеркивает своей нарочитой небрежностью важнейшую, основополагаю щую мысль о необходимости идеала. Ведь приговоры совести, как и любые оценки, возможны только тогда, когда для них есть опора. Совесть писателя опирается на его нравственный идеал, одну из важней ших составных идеала эстетического. Леонов любит говорить о том, что ут верждение идеала придает силу даже обличительному, критическому искусству. Искусство и на самом деле было всегда не отделимо от стремления выразить идеал художника. Самые страстные обличители брались за перо или кисть не только ради того, чтобы обнажить пороки и уничтожить зло, но и во имя утверждения добра и кра соты. Так происходило даже в ту пору, ког да жизнь отнюдь не была богата человече ской красотой. «Почему, к примеру,— спрашивает Лео нов,— так хорош «Ревизор»? Потому ли только, что автор, не покладая рук, столь выпукло отображает отрицательные, глу боко неандертальские пережитки и иные непрогрессивные стороны николаевского режима, беспощадно разоблачая их гнилых представителей? А может, есть в этом со чинении еще какая-то великая сила, еще нечто, могуче воздействующее на челове ческую душу, способное сделать благород нее человеческую особь, доставить бессмер тие произведению вчера еще безвестного автора?» Если даже во времена Гоголя искусст во воздействовало на человеческие души не только «беспощадным разоблачением», н о— и это главное-— «великой силой» иде ального, то как выросло такое воздейст вие в наше время, когда на пути худож ника к идеалу нет преград, ибо важнейшим признаком времени, как известно, и явля ется практическое воплощение идеала. На этом выводе- цепочка леоновских раздумий отнюдь не останавливается. На оборот, продолжаясь, они ведут нас к вы яснению специфики социалистического реа лизма. Воплощение идеала -—не момент, не статический признак нашей действи тельности, а процесс. Художник, участвую щий в этом процессе, обязан не только ви деть движение истории, но и предвидеть его. Так, театр выполнит свой долг, когда станет «магическим зеркалом, где общест во, люди увидят себя не конкретно такими, какие они есть, какими сидят в зале, а в ореоле времени, в историческом разбеге, не только в быту, но и в невидимых ин фракрасных, ультрафиолетовых лучах по тенциального спектра». В другой раз Леонов говорит еще опре деленнее: «На искусстве, на художествен ной литературе нашей лежит обязанность — приглашения к Грядущему через показ главного в нем...» Главное же — это труд, устремленный к «созданию ценностей и преображению действительности», это «пе ределка мира всемогущей мыслью» — пе ределка, непременно предполагающая «ре организацию душевного хозяйства смены». Таким образом, искусство, по Леоно ву,— «взор в будущее», а художник — провидец, пророк. Известно, что сам писатель активно стремился к такому проникновению в бу дущее. Конечно, здесь в первую очередь хочется назвать «Дорогу на океан», в ко торой есть целая фантастическая глава (кстати сказать, М. Горький оценил эту главу как «очень своевременную» и пред ложил «выпустить отдельной книжкой»). Но, пожалуй, еще важнее указать на то, что Леонов отнюдь не ограничивал себя таким прямым и непосредственным реше нием темы будущего. Например, «Скута- ревский» и «Русский лес», не включающие фантастики, в своем человеческом, граж данском и даже научном содержании це ликом охвачены пафосом грядущего пре образования общества и природы. И в сво ей публицистике художник постоянно за глядывал в даль веков. Так, в самом нача ле своей речи на Первом съезде советских писателей он сказал: «На наших глазах будут образовываться все новые советские республики, в грозе и буре будет просы паться самосознание колониальных стран, будут создаваться все более совершенные формы человеческого общежития... В том большом доме, где мы встретимся еще не однажды, мы будем пожимать руки деле гатов Африки, Австралии, Южной Амери ки. На повестке дня будут стоять уже не только вопросы, трактующие рождение но вого человека, но вопросы могущественной борьбы со стихиями, все большего расши рения деятельности человека в космосе». Сейчас, через 35 лет, мы имеем воз можность судить о силе и глубине леонов- ского предвидения как важнейшей сторо не его писательской работы. Выступая в Кремлевском дворце съез дов со «Словом о Горьком», Леонов на звал пушкинского «Пророка» величайшим во всем девятнадцатом веке стихотворени ем и при этом разъяснил: «Стихотворение носит название Пророк, что является ла тинским аналогом поэта». А затем, проци тировав потрясающие строки о «мучитель ной процедуре поэтического посвящения», требующей радикального оперативного вмешательства, он добавил: «Будь моя власть, я бы ввёл обязательное произнесе ние этой строфы хором на всех наиболее значимых ассамблеях писателей». Конечно, Леонов вспомнил при этом, как пять лет тому назад на ассамблее Европейского сообщества писателей он и поставил в при мер собравшимся «суровых обличающих пророков»,, которые в отдаленные прежние времена «распада цивилизации» несли на родам «босые, простоволосые идеи», чтобы произвести мечом и факелом «необходи мую санитарную чистку». «И если у римлян,-*- продолжал он,— словом Vates обозначался одновременно и пророк, и поэт, то не надлежит ли всем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2