Сибирские огни № 05 - 1969
«мы живем в век крупнейших перемен не только социальных. Меняется "все — техни ка, моральные и научные воззрения, пред ставления о космосе, способы и скорости передвижения, плотность населения». Осо бое значение среди «громадных открытий и материальных приобретений века» писа тель придает открытию атомной энергии и использованию ее в мирных целях: «Мы стоим перед новой эрой потому, что потен циально атомная энергия — это преобразо вание жизни в селах и городах, изменение климата, освоение пустынь, излечение большинства болезней, это н е о б ы к н о ве н н а я си л а у ч е л о в е к а ». Вот эти последние, подчеркнутые мною, слова имеют огромную важность для по нимания взглядов Леонова. Социальные перемены и научно-технический прогресс наделили человека необычайными возмож ностями и тем самым грандиозно повысили его ответственность и за его собственную судьбу, и за судьбу общества, народа, страны, мира. Но научно-технический про гресс может оказаться воистину прогрессом, т. е. способен оказать благотворное воз действие на развитие истории только в том случае, если он будет сопровождаться про грессом нравственным. Без «гуманитар ного преобразования человеческой души,— говорил Леонов на ассамблее Европейского сообщества писателей,— бессмысленны и даже чреваты опустошительными следст виями самые чудесные машины века». Только в условиях нравственного прогрес са «изобретение сверхубойных баллистиче ских ракет заметно снижает возможность возникновения войны». Однако, если допу стить, что наши противники потеряют ра зум, что под влиянием «каталогов и само учителей распутства» (как однажды зло и метко назвал Леонов модернистскую сек суальную беллетристику) произойдет не только дегероизация, а также и деморали зация, а проще говоря, одичание человека, то это приблизит нашу планету к «радиоак тивному пепелку», сделает ее «малоинтерес ной звездочкой семнадцатой величины». Интересно отметить: в 1935 году Лео нов закончил публикацию романа «Дорога на океан», в котором нарисовал чудовищ ные неистовства будущей войны. Прошло всего десять лет, и выяснилось, что реаль ность атомной войны кошмарнее и бесчело вечнее, чем самые невероятные, самые фан тастические пророчества. Наверно, поэтому Леонов теперь так решительно пользуется крайними гиперболами, вроде «радиоак тивного пепелка», когда хочет предупре дить человечество, что и такую цену мож но уплатить за невнимание к вопросам во спитания, идеологии, морали. Так, требование «гуманистического вос питания личности» становится для^ писате ля непременным условием дальнейшего су ществования человечества и, следователь но, важнейшей нашей задачей. Решением этой задачи и определяется леоновская постановка вопроса о соотно шении искусства и действительности, лите ратуры и времени. «Искусство есть такая сторона народ ной жизни, что без нее народ просто не- может жить сегодня — это его повседнев ная, естественная потребность осмысления поучительнейшего пройденного пути». Эти слова Леонова, сказанные в ин тервью с корреспондентом «Литературной газеты» в 1960 году, содержат его излюб ленное, неустанно повторяемое им утвер ждение. «Литература — один из самых ответ ственных разделов советского искусства: ни в какой иной раздел философская мысль не входит в такой большой дози ровке» («Призыв к мужеству», 1934 г.). «Литература — это мышление, следова тельно, писатель — это мысль, а мысль — это производное от сердца, разума и гра жданской совести» (Речь на III Всесоюз ном совещании молодых писателей, 1956). По Леонову, осмысление непременно- включает в себя нравственный суд и непо средственную эмоциональную оценку. И поэтому он так настойчиво напоминает- о значении совести писателя, о том, что «литературный труд — скорее суровое при звание, чем профессия». «Ты помнишь Льва Толстого, который крикнул миру: «Не могу молчать», или Золя с его пламенным «Обвиняю», или БарбюСа и Горького. Миллионноголосое эхо подхватывало их призыв, и подлая коммерция себялюбия уступала дорогу со вести, и надолго становился чище воздух мира». Убежденность, что главное в искусстве ~ его очищающее значение, приводит Леоно ва к утверждению особой необходимости искусства в трудные времена, испытываю щие силу и стойкость человеческого духа. «Любое горе народное — священное го ре, оно больше нуждается в своевремен ном отклике писателя, чем время радостей, когда с искусством можно и помедлить». В самом деле, человек в горе особенно нуждается в том, чтобы его поддержали, ободрили, наконец, помогли понять и сами его беды, и пути их преодоления. Неведе ние или невежество — обычные спутники несчастья. «Слепота — наиболее подходя щее состояние человека для безропотного ношения цепей, а... книга моЖет научить, нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие». Разумеется, возможность такого распо знавания должна быть обеспечена наличи ем критериев. В одной из своих первых публицистических статей, еще в 1927 году, Леонов писал: «Для высшей гуманистиче ской справедливости, кроме фотодокумента, (впоследствии Леонов будет прямо гово рить о «добросовестном описательстве» — Л. Ф.), требуется громоздкий институт су да, в составе и — в страстном взаимодей ствии — честности, совести, ума, опыта и, если по-старинке, то хоть немножко бога». «Немножко бога» — эта свойственная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2