Сибирские огни № 05 - 1969
и в д т я к А Л. ФИНК в Уроки Л еонид а Леонид Леонов — один из тех русских писателей, кому советская литература обя_- зана своим мировым признанием. Великий подвиг художественного исследования и утверждения пути человечества к социа лизму писатель начал совсем молодым. Действительно, автору «Барсуков» не было и 25 лет, а ведь именно этот роман А. Л у начарский и М. Горький, непосредственно руководившие созиданием социалистиче ской культуры, восприняли Как доказатель ство ее зрелости. Сила Леонрва определилась сразу. Многокрасочность и пластичность кон кретного изображения, нашедшая себе опо ру в удивительной словарной щедрости, превращалась в его книгах под воздейст вием напряженной синтезирующей мысли в экстракт подлинной жизни. Сохраняя все богатство звуков, красок, чуть ли не аро матов чувственного мира, художник в то же . время достигал такой концентрации реального, что образ обнажал сущность яв ления, и леоновская проза оказывалась не отделимой от процесса оценки прошлого, познания настоящего* раздумия о будущем. Леонид Леонов — художник, который особенно убежденно отстаивает философ ское содержание искусства, и поэтому есть очевидная необходимость обратиться к не му как к мыслителю. Сборник своей публицистики Л. Леонов назвал «Литература и время». И это на звание— при всей его неоригинальное™ — на этот раз представляется единственно возможным: оно точнейшим образом выра жает леоновский аспект рассмотрения эсте тических проблем. Убежденность писателя в существовании вневременных общечело веческих духовных ценностей отнюдь не мешает ему видеть, что реальное и кон кретное их значение каждый раз опреде ляется характером времени. Читая Леоно ва, убеждаешься, что к истине и в этом вопросе нас ведет только диалектика. Ис кусство всегда было необходимым стиму Л е о н о в а лом человеческого развития, но в разное- время оно значило отнюдь не одно и то же. Писателя волнует вопрос о значении- искусства именно в наше время, а поэтому свои рассуждения он каждый раз начина ет с определения особенностей Времени. Речь на I съезде советских писателей Леонов начал так: «Товарищи, нам дано удивительное счастье жить в самый герои ческий период мировой истории». Во многих своих работах Леонов объя сняет и отстаивает этот тезис. Прежде все го, он исходит из ныне широко признава емого, еще Марксом предсказанного, зна чения пролетарской революции как на чального акта' подлинной истории челове чества. Леонов напоминает, что «в октябре' Россия принималась за исполинскую рабо ту не для одной себя», что «без отдыха и- зачастую впроголодь... она закладывала нерушимый, меди вечней и пирамид выше, фундамент новой — не только российской — эры», что, если бы не влияние русского Октября, «такая пестрая сегодня, радуж но-веселая карта колониальных Азии » Африки доныне была бы покрашена в два- три унылых европейских тона». Великая историческая роль нашей стра ны заключается в том, что она добровольно- и самоотверженно взвалила на свои плечи титанический труд «экспериментальной проверки и воплощения самой действенной людской идеи о золотом веке». Итак, мы трудимся во имя осуществле ния идеалов, которые светили людям из древле, мы «взяли на себя подвиг — на сво ей собственной судьбе показать человече ству все фазы, случайности, опасности и возможности на пути осуществления древ ней мечты». Очевидно, что воплотить ве ковые идеалы способен лишь тот человек, в душе которого эти идеалы не только жи вут, но и активно, целенаправленно^ рабо тают, т. е. определяют поступки, действия, практику. Однако, пишет Леонов в другой стдтье,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2