Сибирские огни № 05 - 1969

и в д т я к А Л. ФИНК в Уроки Л еонид а Леонид Леонов — один из тех русских писателей, кому советская литература обя_- зана своим мировым признанием. Великий подвиг художественного исследования и утверждения пути человечества к социа­ лизму писатель начал совсем молодым. Действительно, автору «Барсуков» не было и 25 лет, а ведь именно этот роман А. Л у­ начарский и М. Горький, непосредственно руководившие созиданием социалистиче­ ской культуры, восприняли Как доказатель­ ство ее зрелости. Сила Леонрва определилась сразу. Многокрасочность и пластичность кон­ кретного изображения, нашедшая себе опо­ ру в удивительной словарной щедрости, превращалась в его книгах под воздейст­ вием напряженной синтезирующей мысли в экстракт подлинной жизни. Сохраняя все богатство звуков, красок, чуть ли не аро­ матов чувственного мира, художник в то же . время достигал такой концентрации реального, что образ обнажал сущность яв­ ления, и леоновская проза оказывалась не­ отделимой от процесса оценки прошлого, познания настоящего* раздумия о будущем. Леонид Леонов — художник, который особенно убежденно отстаивает философ­ ское содержание искусства, и поэтому есть очевидная необходимость обратиться к не­ му как к мыслителю. Сборник своей публицистики Л. Леонов назвал «Литература и время». И это на­ звание— при всей его неоригинальное™ — на этот раз представляется единственно возможным: оно точнейшим образом выра­ жает леоновский аспект рассмотрения эсте­ тических проблем. Убежденность писателя в существовании вневременных общечело­ веческих духовных ценностей отнюдь не мешает ему видеть, что реальное и кон­ кретное их значение каждый раз опреде­ ляется характером времени. Читая Леоно­ ва, убеждаешься, что к истине и в этом вопросе нас ведет только диалектика. Ис­ кусство всегда было необходимым стиму­ Л е о н о в а лом человеческого развития, но в разное- время оно значило отнюдь не одно и то же. Писателя волнует вопрос о значении- искусства именно в наше время, а поэтому свои рассуждения он каждый раз начина­ ет с определения особенностей Времени. Речь на I съезде советских писателей Леонов начал так: «Товарищи, нам дано удивительное счастье жить в самый герои­ ческий период мировой истории». Во многих своих работах Леонов объя­ сняет и отстаивает этот тезис. Прежде все­ го, он исходит из ныне широко признава­ емого, еще Марксом предсказанного, зна­ чения пролетарской революции как на­ чального акта' подлинной истории челове­ чества. Леонов напоминает, что «в октябре' Россия принималась за исполинскую рабо­ ту не для одной себя», что «без отдыха и- зачастую впроголодь... она закладывала нерушимый, меди вечней и пирамид выше, фундамент новой — не только российской — эры», что, если бы не влияние русского Октября, «такая пестрая сегодня, радуж­ но-веселая карта колониальных Азии » Африки доныне была бы покрашена в два- три унылых европейских тона». Великая историческая роль нашей стра­ ны заключается в том, что она добровольно- и самоотверженно взвалила на свои плечи титанический труд «экспериментальной проверки и воплощения самой действенной людской идеи о золотом веке». Итак, мы трудимся во имя осуществле­ ния идеалов, которые светили людям из­ древле, мы «взяли на себя подвиг — на сво­ ей собственной судьбе показать человече­ ству все фазы, случайности, опасности и возможности на пути осуществления древ­ ней мечты». Очевидно, что воплотить ве­ ковые идеалы способен лишь тот человек, в душе которого эти идеалы не только жи­ вут, но и активно, целенаправленно^ рабо­ тают, т. е. определяют поступки, действия, практику. Однако, пишет Леонов в другой стдтье,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2