Сибирские огни № 05 - 1969
— Можно ваш сегодняшний поступок расценить как героический? Е ж о в : — Не люблю громких слов. — Хорошо, тогда поставим вопрос так: было ли что-нибудь необычное в вашей ра боте при задувке домны? Е ж о в:— О, да, конечно. Даже слиш ком. Потребовалось, как бы поточнее ска зать, * особое хладнокровие, волевая вы держка, что ли. — Что вы почувствовали в первые ми нуты, когда все вошло в норму? М а р т ы н е в-— Расслабленность в теле. Какая-то минутная пустота, а затем при лив радости. Комок подступил к горлу, я еле сдержался, чтобы не заплакать. Е ж о в : — Я посмотрел в зеркало — не прибавилось ли седых волос. Вроде бы нет. ...Эти тридцать семь минут огненной вахты не вошли в репортажи газетчиков, их заслонила первая плавка чугуна — событие радостное и зрительно впечатляющее. Но, думается, история обязывает нас отдать должное всем, кто участвовал в пуске пер вой домны Запсиба. Утверждение инженерного замысла Двадцатый век называют веком атомной энергии и электронной техники. Но его с таким же основанием можно считать веком осуществления грандиозных инженерных за мыслов. Братский промышленный комплекс, Академгородок, ,Запсиб — лишь несколько адресов, где за последние десять лет под нялись уникальные сооружения, которые войдут в историю развития восточных рай онов нашей Родины, как достижения перво го ранга. Повсюду на сибирской земле — на лю бом заводе, комбинате, руднике — вы встретите беспокойное, ищущее племя, имя которому — инженерия. Инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер-организатор йромышленности — сколько их, одержимых бойцов индустрии, воспитала и поставила у руля народного хозяйства партия великого Ленина! Инженерный замысел, в широком смыс ле этого слова, усложняется с каждым го дом. Требуются усилия тысяч людей, чтобы проделать путь от первых разработок до конечного результата. Сегодня можно ви деть десятки воплощенных в жизнь проек тов, где трезвый расчет инженера и учено го принесли нам огромную выгоду. Но есть и еще одна примечательная чер та у. советской инженерии, которая воспи тана Коммунистической партией,— это ле нинские черты размаха, беспокойства, на стойчивости, постоянной неудовлетворенно сти полученными результатами, умение не только создавать проекты, но и бороться за их проведение в жизнь. Об одном представителе этой когорты, Инженере с большой буквы и пойдет даль ше речь. Осенью 1954 года я впервые попал на Кузнецкий металлургический комбинат. Со звонившись с начальником первого марте новского цеха Леонидом Сергеевичем Кли- масенко, пришел, к нему в кабинет, — На каком языке будем вести беседу: французском, английском? — спросил Кли- масенко и туг же пояснил:— У нас в цехе еще мало инженеров, которые могли бы свободно говорить на иностранных языках, а вы университет закончили, можно потре нироваться. Мне пришлось разочаровать своего со беседника: настолько хорошо, чтобы разго варивать, я этих языков не знал. — Жаль,— заметил Климасенко.— Сей час такое время: без изучения мирового опыта двигать металлургию трудно... Так началось наше знакомство. Впо следствии, на протяжении многих лет, мы встречались с ним, и всякий раз меня по ражала строгая требовательность к себе и к коллективу своего горячего цеха. Однаж ды я сказал ему об этом и услышал в от вет: — Как перед лицом врага никакие зако ны не могут быть слишком суровыми, так перед лицом огня никакие инструкции не могут быть слишком строгими. А нам все время приходится иметь дело с огнем. Хорошо, размышлял я, пусть эта сторо на его характера имеет объективные причи ны. Но чем же объяснить его постоянные «бдения» в цехе: он что, не умеет сплани ровать свой день, не может изжить штур мовщину, отсталый организатор? А когда я узнал, что Климасенко, пробыв месяц в Америке и вернувшись р Новокузнецк, 'от дал встретившему его шоферу чемодан, чтобы тот отвез его домой, а сам прямо с поезда поспешил на завод, меня это порази ло. Чудак какой-то. Но человечество, оче видно, никогда не перестанет восхищаться такими чудачествами. Воздух любимого де ла, люди, с которыми он делал главное де ло жизни, были для него превыше всего на свете, ему необходимо было хоть на мину ту оказаться среди них, вдохнуть горькова тый запах мартенов, убедиться, что сердце сибирской металлургии бьется нормально. После должности начальника цеха Кли масенко работал несколько лет главным ста леплавильщиком Кузнецкого комбината, за тем заместилем председателя Кузбасского совнархоза, а потом его назначили дирек тором Запсиба. Некоторое время спустя, при очередной встрече с ним, я услышал: — Всегда ли мы при решении крупных задач выдерживаем замысел, всегда ли идем к цели самым быстрым и экономичным путем, всегда ли в итоге получаем то, на' что рассчитывали? Традиционное мнение о Запсибе известно: по проекту он должен стать самым мощным в стране, опередить всемирно известную Магнитку. Это в буду щем... А сегодня?..— Климасенко нахму рился.— Надо иметь не тольк© инженерное,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2