Сибирские огни № 05 - 1969

— Можно ваш сегодняшний поступок расценить как героический? Е ж о в : — Не люблю громких слов. — Хорошо, тогда поставим вопрос так: было ли что-нибудь необычное в вашей ра­ боте при задувке домны? Е ж о в:— О, да, конечно. Даже слиш­ ком. Потребовалось, как бы поточнее ска­ зать, * особое хладнокровие, волевая вы­ держка, что ли. — Что вы почувствовали в первые ми­ нуты, когда все вошло в норму? М а р т ы н е в-— Расслабленность в теле. Какая-то минутная пустота, а затем при­ лив радости. Комок подступил к горлу, я еле сдержался, чтобы не заплакать. Е ж о в : — Я посмотрел в зеркало — не прибавилось ли седых волос. Вроде бы нет. ...Эти тридцать семь минут огненной вахты не вошли в репортажи газетчиков, их заслонила первая плавка чугуна — событие радостное и зрительно впечатляющее. Но, думается, история обязывает нас отдать должное всем, кто участвовал в пуске пер­ вой домны Запсиба. Утверждение инженерного замысла Двадцатый век называют веком атомной энергии и электронной техники. Но его с таким же основанием можно считать веком осуществления грандиозных инженерных за­ мыслов. Братский промышленный комплекс, Академгородок, ,Запсиб — лишь несколько адресов, где за последние десять лет под­ нялись уникальные сооружения, которые войдут в историю развития восточных рай­ онов нашей Родины, как достижения перво­ го ранга. Повсюду на сибирской земле — на лю­ бом заводе, комбинате, руднике — вы встретите беспокойное, ищущее племя, имя которому — инженерия. Инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер-организатор йромышленности — сколько их, одержимых бойцов индустрии, воспитала и поставила у руля народного хозяйства партия великого Ленина! Инженерный замысел, в широком смыс­ ле этого слова, усложняется с каждым го­ дом. Требуются усилия тысяч людей, чтобы проделать путь от первых разработок до конечного результата. Сегодня можно ви­ деть десятки воплощенных в жизнь проек­ тов, где трезвый расчет инженера и учено­ го принесли нам огромную выгоду. Но есть и еще одна примечательная чер­ та у. советской инженерии, которая воспи­ тана Коммунистической партией,— это ле­ нинские черты размаха, беспокойства, на­ стойчивости, постоянной неудовлетворенно­ сти полученными результатами, умение не только создавать проекты, но и бороться за их проведение в жизнь. Об одном представителе этой когорты, Инженере с большой буквы и пойдет даль­ ше речь. Осенью 1954 года я впервые попал на Кузнецкий металлургический комбинат. Со­ звонившись с начальником первого марте­ новского цеха Леонидом Сергеевичем Кли- масенко, пришел, к нему в кабинет, — На каком языке будем вести беседу: французском, английском? — спросил Кли- масенко и туг же пояснил:— У нас в цехе еще мало инженеров, которые могли бы свободно говорить на иностранных языках, а вы университет закончили, можно потре­ нироваться. Мне пришлось разочаровать своего со­ беседника: настолько хорошо, чтобы разго­ варивать, я этих языков не знал. — Жаль,— заметил Климасенко.— Сей­ час такое время: без изучения мирового опыта двигать металлургию трудно... Так началось наше знакомство. Впо­ следствии, на протяжении многих лет, мы встречались с ним, и всякий раз меня по­ ражала строгая требовательность к себе и к коллективу своего горячего цеха. Однаж­ ды я сказал ему об этом и услышал в от­ вет: — Как перед лицом врага никакие зако­ ны не могут быть слишком суровыми, так перед лицом огня никакие инструкции не могут быть слишком строгими. А нам все время приходится иметь дело с огнем. Хорошо, размышлял я, пусть эта сторо­ на его характера имеет объективные причи­ ны. Но чем же объяснить его постоянные «бдения» в цехе: он что, не умеет сплани­ ровать свой день, не может изжить штур­ мовщину, отсталый организатор? А когда я узнал, что Климасенко, пробыв месяц в Америке и вернувшись р Новокузнецк, 'от­ дал встретившему его шоферу чемодан, чтобы тот отвез его домой, а сам прямо с поезда поспешил на завод, меня это порази­ ло. Чудак какой-то. Но человечество, оче­ видно, никогда не перестанет восхищаться такими чудачествами. Воздух любимого де­ ла, люди, с которыми он делал главное де­ ло жизни, были для него превыше всего на свете, ему необходимо было хоть на мину­ ту оказаться среди них, вдохнуть горькова­ тый запах мартенов, убедиться, что сердце сибирской металлургии бьется нормально. После должности начальника цеха Кли­ масенко работал несколько лет главным ста­ леплавильщиком Кузнецкого комбината, за­ тем заместилем председателя Кузбасского совнархоза, а потом его назначили дирек­ тором Запсиба. Некоторое время спустя, при очередной встрече с ним, я услышал: — Всегда ли мы при решении крупных задач выдерживаем замысел, всегда ли идем к цели самым быстрым и экономичным путем, всегда ли в итоге получаем то, на' что рассчитывали? Традиционное мнение о Запсибе известно: по проекту он должен стать самым мощным в стране, опередить всемирно известную Магнитку. Это в буду­ щем... А сегодня?..— Климасенко нахму­ рился.— Надо иметь не тольк© инженерное,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2