Сибирские огни № 05 - 1969
часов вечера, сидя в штабном вагоне, из окна которого были видны Ша манский утес, Култук, противоположная сторона Байкала и шоссе, Ку- лехов услышал артиллерийские залпы. На вопрос Кулехова по телефо ну дежурный из Главного штаба ответил, что это делается пристрелка. Но вдруг на Слюдянском тракте заклубилась пыль, и Кулехов увидел бегущую толпу полуголых людей, которые до этого рыли окопы. Все бежали в панике. Оказывается, совсем рядом появились белые. Опередив наш заслон, отступающий по железной дороге, они вышли к Култуку ёо стороны Ир кутского тракта и обстреляли рабочих, сооружавших окопы Так как вооруженных частей в этих окопах в тот момент не было, то белочехи сразу заняли все наши укрепления. Потеряв окопы, наши части повели артиллерийский обстрел против ника уже из Култука. Прибывшие с востока забайкальские и аргунские казаки и отряды Красной Гвардии железнодорожников с марша вводи лись в бой. Со стороны Байкала подошел ледокол «Ангара» и тоже на чал обстрел белых. Прибыл и кавалерийский отряд Нестора Каланда- рашвили. Так начались бои в Слюдянском районе. После горячего сражения наши части временно отбросили чехов к Култуку и даже захватили пленных, но в конце концов были вынужде ны отойти назад к Слюдянке. Всю ночь не смолкала перестрелка. В значительной степени она возникала стихийно, как следствие паники среди слабо обучен ных бойцов. В результате у нас значительно уменьшились запасы патронов. После одной из таких перестрелок обнаружилось, что на нашем ле вом фланге отсутствует заслон. А на правом фланге буквально в трех стах шагах залегли густые цепи врага. Штаб же об этом не знал. Раз ведка работала из рук вон плохо. Наши атаки с целью отбросить белочехов успеха не имели. При этом большие потери понесли самые организованные отряды черемхов- ских красногвардейцев и читинских интернационалистов. Храбрость и геройство этих полков удерживали противника два дня. Но вооружен ный до зубов враг нажимал все сильнее. И 23 июля, когда начался но вый сокрушительный артиллерийский обстрел Слюдянки и стоящих на путях станции эшелонов, штаб Голикова принял решение вывести бое вые силы из-под огня, отодвинув их на восток. Для того же, чтобы пре градить путь на восток врагу, было решено взорвать западный мост че рез реку Слюдянку и один из железнодорожных туннелей на 154-й версте. Алексей Дмитриевич Кулехов отступил с последним броневиком. На Кулехова была возложена обязанность — взорвать мост и туннель № 39. Это задание было выполнено. В. Рябиков впоследствии писал: «Мы могли бы взорвать все туннели Кругобайкальской железной дороги и на годы оторвать Забайкалье от Восточной Сибири. Но вера в скорое возвращение заставила нас сохранить их почти все. Только 39-й туннель мы не могли не подорвать в целях ослабления напора врага... Чехи могли быстро перебросить бронепоезда, артиллерию, живую силу по железной дороге...» Советские войска катились все дальше на восток. Выгодные пози ции у Култука и Слюдянки были потеряны. Почему же это случилось? В чем причина военных неудач? /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2