Сибирские огни № 05 - 1969
прибытии в Мариинск командующего всей западной группой чехосло вацких войск капитана Гайды. По словам Кадлеца, только Гайда имел полномочия вести перегово- ры с советской делегацией. В ожидании Гайды между чехами и центросибирцами почти в тече- ние че^тырех часов текла вполне дружелюбная беседа. Члены чехосло вацкой делегации, молодые офицеры и солдаты, не проявляли к совет ским деятелям никакой враждебности, наоборот, они выражали сочувст вие русской революции и, рассказывая о себе, уверяли, что им хочется лишь одного — поскорее вернуться на родину. Они были искренне убеж дены, что все военные столкновения между русскими и чехословаками — лишь досадные недоразумения, которые легко уладить. Пока шел этот разговор, Федор ознакомил капитана Кадлеца с со держанием договора, заключенного центросибирцами в Иркутске с даль невосточной частью чехословацких войск. В два часа ночи в вагон в окружении свиты явился Гайда. Молодой, бравый, щеголевато одетый, он производил впечатление высокомерного военачальника, который уже чувствует себя генера лом, хотя и носит пока еще форму капитана. По всему было видно, что он знает цель, к которой идет четким армейским шагом. Ознакомившись с содержанием проекта договора, предложенного центросибирцами, он небрежным жестом отбросил листок и заявил, что отказывается его под писывать. Не добавив больше ни слова и ничем не мотивируя свой от каз, он вышел из вагона, увлекая за собой всю пышную свиту. Советская делегация вернулась в Красноярск ни с чем. Информировать Иркутск о неудавшихся переговорах не представ лялось возможным — связь еще не была восстановлена. Но и уезжать назад, не предприняв новых попыток поговорить с че хами, тоже было невозможно. С чего же начинать? К кому теперь обращаться?.. Неподалеку от вагона центросибирцев на путях стоял поезд аме риканца Эмерсона. Полковник Георг Эмерсон, по поручению американ ской железнодорожной миссии, ехал из Владивостока в Москву для пе реговоров с СНК о предоставлении Северо-Американским Соединенным Штатам в концессию сибирской железнодорожной магистрали. Еще 26 мая днем предоставленный Эмерсону спальный вагон № 2036 проследовал через Иркутск, 27 он был уже в Красноярске, но здесь полковник Эмерсон задержался в ожидании французского кон сула, который обещал прибыть для встречи с ним из Иркутска. События, разворачивающиеся в Сибири, беспокоили делового аме риканца. Его, конечно, волновало свое: он хотел, чтобы железная доро га не пострадала от вооруженных действий борющихся сторон. Встретившись с Вейнбаумом и Лыткиным, полковник Эмерсон от кровенно заявил, что он, как представитель САСШ, заинтересован в ско рейшем отъезде всех чехословаков с территории Сибири. И предложил свое посредничество в дальнейших переговорах советских руководи телей с чехословаками. Вейнбаум и Лыткин приняли его предложение. Тогда он тут же направил Гайде телеграмму с просьбой повторить встречу с советскими деятелями при его участии. С нетерпением ждали ответа Гайды. Наконец, он ответил согласием. Советская делегация вторично выехала в Мариинск. Ее опять встретил капитан Кадлец. Он сразу., однако, заявил, что получил от Гайды полномочия самому заключить с представителями Со ветов договор о перемирии в зоне Мариинска. Но не больше. Вопрос об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2